Массовая коммуникация в современном обществе
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 590
Презентация "Массовая коммуникация в современном обществе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью курса является: Обучение студентов теории и практики использования институтов массовой коммуникации в PR. Задачи курса: Представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития; Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации; Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR. Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности *
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА Тема 1. Массовая коммуникация в современном мире Тема 2. Теории массовой коммуникации Тема 3. Средства массовой информации и общество Тема 4. Коммуникативное воздействие СМИ Тема 5. Рекламная коммуникация Тема 6. Интернет – современное коммуникационное пространство Тема 7. Методология и методы социологических исследований в PR. Тема 8. Количественные и статистические методы исследования массовой коммуникации. Тема 9.Качественные методы в исследовании медиа-пространства. *
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; пер. с англ. М.; 2005. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М . 2003. *
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ Коммуникация — вид социальной практики Роль массовой коммуникации в современном мире Модели коммуникации *
КОММУНИКАЦИЯ Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; Канал, соединяющий участников обмена информацией; Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; Процесс передачи и приема информации. *
ПИРАМИДА КОММУНИКАЦИИ * Социэтальный уровень (массовая коммуникация) Институциональный / организационный (политическая система или бизнес-организации) Межгрупповой или ассоциативный (локальные сообщества) Внутригрупповой (семья) Межличностный (диады, пары) Внутриличностный (информационный процесс)
ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и независимое от групп принадлежности) МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.) *
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Осуществление коммуникативных процессов с помощью технических средств Принципиальной доступностью информации всем желающим Массовой рассредоточенной аудиторией *
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»[1]; «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[2]. [1] Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344. [2] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219. *
ТЕХНОЛОГИЯ СМИ 1446 НАЧАЛО ВСЕГО: Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел печатный станок, который позволял массово производить печатные материалы. 1455 КНИГА Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию, которая стала первой напечатанной книгой. 1690 ГАЗЕТА Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях. 1741 ЖУРНАЛ Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford ) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin) напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях. 1877 ЗВУКОЗАПИСЬ Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук. 1888 КИНО Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение») 1895 РАДИО Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам. 1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он присоединил к уже существующему приемному устройству. 1969 ИНТЕРНЕТ Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом. *
СМИ И PR Связи с общественностью можно рассматривать как целенаправленную коммуникационную деятельность организации на установление позитивных отношений с общественностью. Основным инструментом создания позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации. СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности. *
МЕДИА РИЛЕЙШНЗ Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая направлена на формирование позитивного образа организации. Он в себя включает: производство и размещение в СМИ публикаций познавательно-событийного характера; пресс-поддержка различных акций и кампаний; организация пресс-туров; создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации *
ФАКТОРЫ РОСТА ЗНАЧИМОСТИ СМИ МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное средство передачи и источник информации для работы множества социальных институтов; ПРОСТРАНСТВО (или арену), где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий; ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп; Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене; Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения. Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод. *
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ Создание живого разговорного языка Изобретение письменности Книгопечатание Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение) Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет) *
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Информационное общество – это общество в основе которого лежат знания. Уровень развития стран определяется уровнем образования населения. Быстрое развитие современной экономики требует динамизма рабочей силы. *
ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен информацией Дигитализация – отцифровка информации Конвергенция – совмещение всех видов информации в электронной среде. *
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые оказывают влияние на это: Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности Индивидуализация единого исторического времени Своего рода сокращение географических пространств Глобализация содержания медиа *
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «В ЦИФРЕ» Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым. Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ. *
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ Институт культуры и бизнеса Основной источник информации Инструмент организации общественной жизни Среда для развлечения, работы, покупки Среда для реализации амбиций *
Исследователи разрабатывают различные модели для объяснения коммуникации. Каждая модель, связанная с определенным контекстом, эпохой и научными проектами, действует как перцептивный и когнитивный механизм, который изменяет реальность. Таким образом, любая модель позволяет видеть некоторые аспекты, но, обязательно, скрывая другие . *
МОДЕЛЬ К.ШЕННОНА * Отправитель информации Передатчик Приемник Получатель информации Сообщение Сообщение Сигнал Сигнал Источник шума
Г. ЛАССВЕЛЛ * Кто Что говорит Контент-анализ Изучение коммуникатора Анализ Исследование аудитории Исследование эффектов По какому каналу Кому С каким эффектом Коммуникатор Сообщение Средство Приемник Эффекты
ОБРЯДОВАЯ ИЛИ ВЫРАЖАЮЩАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) МОДЕЛЬ Модель трансляции остается полезной репрезентацией рационального и основного действия некоторых медиа и их функций (в частности, новостных и рекламных медиа).Данная версия предполагает причинно-следственные отношения и однонаправленный поток. Предлагается альтернативный взгляд на коммуникацию (называет его «ритуальным»), согласно которому: «коммуникация связана с такими терминами, как участие, распределение, ассоциация, членство, взаимное доверие… Ритуалистический взгляд акцентирует внимание не на распространении сообщений в пространстве, а утверждает сохранение общества во времени; не передача информации, а представление и поддержание веры и доверия». *
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЫСТАВЛЕНИЕ НАПОКАЗ И ВНИМАНИЕ: МОДЕЛЬ РЕКЛАМЫ * Иногда основной целью массмедиа является не передача особой информации и не объединение публики в некое выражение культуры, веры и ценностей, а просто привлечение и удержание визуального и звукового внимания
КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ДИСКУРСОВ МЕДИА: МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ Суть «подхода восприятия» состоит в определении атрибута и конструкции смысла (распространяемого медиа) с точки зрения получателя. Сообщения медиа всегда «полисемичны» (имеют множество смыслов), они интерпретируются в соответствии с контекстом и культурой получателей. Среди предвестников анализа восприятия – убедительный вариант критической теории, сформулированный Стюартом Холлом (1980), который подчеркивает стадии трансформации, которые проходят некоторые сообщения медиа от своих истоков до восприятия и интерпретации. *