Понимающая психология.
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 185
Презентация "Понимающая психология." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.
Основные положения понимающей психологии: 1) психическое развивается из психического 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни» 3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.
Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.
Каждое состояние сознания одновременно включает в себя: 1.интеллектуальную часть (его содержание); 2.побуждение и чувство (нравится – не нравится); 3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.
Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного. Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.
Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях. Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.
Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа. Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.
Он выделяет шесть типов объективных ценностей: 1.теоретические (область науки, проблема истинности); 2.экономические (материальные блага, полезность); 3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); 4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); 5.политические (власть как ценность); 6.религиозные (смысл жизни).
В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида: 1.теоретический человек (все его стремления направлены к познанию); 2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями); 3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); 4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); 5.политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); 6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).
Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни. Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс: "При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным. ...Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития" (Выготский Л. С., 1960. С. 35). Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-: неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальтпсихология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты.
Историческая ценность концепции Дильтея: - расширение понимания природы человеческой души , не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей; - введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы; - введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.