Французский символизм
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 272
Презентация "Французский символизм" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Введение Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Введение Термин «символизм» впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme». К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве —безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
Франция и символизм. Вторая половина XIX века во Франции прошла в бурном водовороте революций. Власть переходила от республиканцев к роялистам и обратно. Именно в такое время начинает зарождаться символизм как направление в искусстве. Далее будут перечислены основоположники символизма, поэты-декаданты.
Философия Малларме Малларме выдвигал внутреннее духовное постижение мира в плоскости идеалистической философии. По Малларме, поэзия не «показывает», а внушает. Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма — заклинанием, а слова — элементами бесконечной мелодии.
Философия Малларме Выдержка из книги «Анкета о литературной эволюции» (1891 год): «Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ».
Философия Малларме Зачастую символ у Малларме — рационализированная эмоция. Его субъективная лирика — тематически неопределенная, зыбкая, с основными мотивами одиночества и скорби. Характерно в этом отношении стихотворение «Лебедь» (Le cygne): О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты, Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней: Уже блестит зима безжизненных уныний, А стран, где жить тебе, не создали мечты.
Основные произведения: Окна — «Les fenetres» Лазурь —«L’azur» Неудача — «La guignon» Судьба — «Un coup de Des» Лебедь — «Le cygne »
Реакция современников Влияние Малларме на французскую поэзию было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффен, Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, и др. Последователи Малларме в значительной мере были привлечены формальным его новаторством.
Влияние на Россию В России отношение к Малларме было противоречивым. Свою оценку стихотворений Малларме, дал Л.Н.Толстой в статье "Что такое искусство?". Сам стремившийся к ясности, многолетним писательским опытом знавший, что в техническом отношении ничего сложней простоты не бывает, Толстой недоумевал, для чего надо искусственно затруднять понимание да ещё возводить это в ранг эстетики.
Философия Рембо Рембо творил в момент, когда задача разрушить старый мир до основания во имя совершенно нового общества становилась насущнейшей. В своей сфере, в поэзии, Рембо самозабвенно предался разрушению. Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада он быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам.
Основные произведения Рембо Пьяный корабль / Le bateau ivre (1871) Одно лето в аду / Une Saison en Enfer (1873) Озарения / Les illuminations (1874)
Реакция современников Литературой Рембо занимался лишь 4 года. Но значение этих юношеских опытов велико. Творчество Рембо было поучительно своей неразрывной связью со временем, в котором жил поэт. Творчество Рембо оценивалось как пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи.
Влияние на Россию Влияние Рембо сказалось на целом ряде русских писателей и поэтов. Но преемниками Рембо заимствовалась и заимствуется меньше всего идейная направленность лучших вещей поэта. Творчество Рембо было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.
Философия Верлена Верленовская поэма подобна песне, слова которой забываются, но мелодия остается. Ее назначение — в приобщении читателя к миру прекрасного; безыскусная и доверительная, она уничтожает грань между ним и поэтом, делает его соучастником поэтического переживания. Верлен создал не только новый неповторимый стих. Вернув из небытия средневековую песню, он восстановил связь с истоками народного поэтического творчества.
Основные произведения поэтический сборник Романсы без слов (Romances sans paroles). сборник стихов Мудрость (Sagesse) книга стихов Далекое и близкое (Jadis et Naguère) стихотворение Смерть (Mort)
Реакция современников Символисты провозгласили Верлена своим основоположником. Он безусловно оказал огромное влияние на символистскую поэзию. Однако его значение гораздо шире и не может быть ограничено рамками только одного направления. Благодаря ему была сохранена традиция французской лирической поэзии, продолженная в 20 в. крупнейшими поэтами Франции.
Влияние на Россию В России Верлен больше известен как персонаж литературной истории, чем как поэт. Виной ли тому сложность поэзии Верлена для перевода или яркость человеческого образа - судить трудно. Его переводили Г. А. Шенгели, В. Б. Брюсов, Ф. К. Сологуб.
Вместо эпилога случайные факты: Трое поэтов- символистов были связаны друг с другом тесной дружбой, а особенно Артюр Рембо и Поль Верлен. Верлен, Малларме и Рембо составляют "святую троицу" французского символизма. 10 июля 1873 в Брюсселе во время ссоры Верлен ранил Рембо в руку и был приговорен к двум годам тюремного заключения. В тюрьме, полный раскаяния, он нашел утешение в религии. Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.