Одежда православного духовенства
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 306
Презентация "Одежда православного духовенства" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Одежда православного духовенства Одеяние священнослужителей должно выделять их из мирской среды, быть хорошо узнаваемым не только для верующих, но и для людей невоцерковленных. Одновременно оно должно четко указывать на сан священнослужителя. В то же время, одежда православных священнослужителей имеет и определенное символическое значение. Оно должно олицетворять духовный покой и отрешенность от суеты мирской. Считается, что одежда православного священника напоминает одеяния, которые носил в земной жизни Иисус Христос и которые он завещал носить апостолам.
Церковная иерархия: Белые священники: Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ Протоирей Иерей (и выше – имеют право благословлять, крестить, отпевать, исповедывать и.д.) Протодьякон Дьякон Поддьякон Церковные служки Черное священство (монахи) Дальнейшая монашеская иерархия была тайной…….. Иеромонах Монах (и выше – имеют право благословлять, крестить, отпевать, исповедывать и.д.) Инок Послушник
Одеяния православного духовенства установились еще в XVI – XVII веках и с тех остаются практически без изменений.
Подрясник считается нижней одеждой, но может носиться самостоятельно. Это длинное, почти до земли, одеяние с застегивающимся воротом и узкими рукавами. У монашествующих лиц подрясники черного цвета. Белое духовенство может носить подрясники черного, коричневого, темно-синего, темно-фиолетового и серого цветов, но для лета допускается и белый цвет. Сшит подрясник может быть практически из любого материала, но предпочтение отдается шерстяным и льняным тканям, а также сатину и чесуче.
Ряса считается верхним одеянием. Она имеет длинные, почти до конца пальцев, широкие прямые или расширяющиеся книзу рукава. В остальном покрой рясы практически соответствует покрою подрясников. Материал и цвета используются как и у подрясников. Ряса может быть с толстой подстежкой и небольшим отложным воротником из темного бархата или меха. В этом случае она используется как зимнее или демисезонное пальто. ЗИМНЯЯ РЯСА
Всё, что специально надевается для богослужения, может обобщенно называться ризами. Подризник обычно шьется из тонкого светлого (белого) материала и имеет узкие рукава, которые на концах затягиваются специальными шнурками. Подризник внешне напоминает хитон, который носил Иисус Христос. Цвет подризника символизирует душевную чистоту и беспорочную жизнь. Фелонь или риза, надеваемая священником поверх других одежд, символизирует тяжесть Христовой ноши, которую священнослужитель берет на себя. Это богато расшитая накидка без рукавов, с отверстием для головы, доходящая до колен священника. Обычно ее шьют из парчи. На неё нашиваются специальные ленты, символизирующие потоки крови, которые текли по одеждам Иисуса Христа.
Когда служится литургия, а также в ряде особых случаев, предусматривающих полное богослужебное облачение, ряса не носится, а на подрясник надевают подризник и другие ризы.
Епитрахиль это сложенная вдвое расшитая крестами лента, которая огибает шею священника и спускается спереди. Её концы могут быть сшиты или чем-нибудь скреплены между собой. Епитрахиль предназначена для совершения таинств, без неё священник не может совершать службы. Так, при венчании священник соединяет правые руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это символизирует, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки во Христе.
Поверх епитрахили и подризника священники надевают специальный пояс, имеющий несколько символических значений, в том числе напоминание о полотенце, которым препоясался Иисус Христос, когда омывал ноги своим ученикам. На руки священник надевает специальные поручи - узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Символически они отождествляются с веревками на руках Иисуса Христа. 2 половина XVII века
Дьяконы (диаконы) при проведении богослужений поверх подрясника надевают стихарь, который отличается от подризника широкими рукавами и шитьем. В некоторых случаях правом ношения стихаря могут быть удостоены псаломщики и прислуживающие в храме миряне. При проведении богослужений дьяконы вместо епитрахили носят поверх стихаря на левом плече орарь - длинную широкую ленту, расшитую крестами, один конец которой спускается на грудь, а другой на спину. Архидьякон и протодьякон носят два ораря (двойной орарь).
Основными головными уборами священнослужителей являются скуфьи и камилавки, которые могут являться и церковными наградами. Архиереи и архимандриты при совершении богослужения носят митры, которые символизируют терновый венец. Митра может использоваться как очень редкая и почетная награда для особо отличившихся протоиереев.
Белый клобук патриарха Никона Монашествующие носят клобуки – камилавки, обтянутые черным крепом, спускающимся на спину в виде трех концов.
На груди священники носят наперсный крест, а архиереи еще и панагии - небольшие круглые или овальные образа Спасителя или Божией Матери, которые украшаются драгоценными камнями.
В качестве награды священник может получить набедренник, который представляет четырехугольный расшитый плат, носимый на правом бедре, пришитым к специальной ленте за два угла. Он символизирует духовный меч. Архиереи носят подобный плат, называемый палицей, пришитым за один угол. Палица является для них обязательной принадлежностью облачения.