Образовательная программа школы как механизм реализации требований ГОС
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 236
Презентация "Образовательная программа школы как механизм реализации требований ГОС" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Образовательная программа образовательного учреждения нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание образования, разработанное по основным направлениям развития детей, подростков и юношества и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.
Образовательная программа как этап перехода ОУ от функционирования к развитию Признаки деятельности ОУ в режиме развития: актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы; включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности; характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность; показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость; качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ОУ.
Образовательная программа - это Сумма целей и смыслов образовательной деятельности. Сумма перспектив. Сумма предположений о предполагаемых (предельных) результатах. Сумма средств, с помощью которых можно этих результатов достичь.
Основания для разработки образовательной программы Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. № 122-фз. Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.) Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Министерство образования Российской Федерации, М., 2004 год Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Научно-теоретические работы по проблемам развития современного отечественного образования в Российской Федерации, аналитические материалы и исследования Управления образования
комплексность и согласованность Реалистичность обязательность в выполнении ориентированность во времени конкретности и измеримости гибкости
по отношению к ОУ: Политико-позиционная Ценностно-целевая Функция конституализации Управленческая Инновационная по отношению к педагогическому процессу: Парадигмализации Педагогическая Позиционирования Технологическая по отношению к социуму: Социальная Правозащитная Экономически-рыночная Маркетинговая Бюджетообразующая по отношению к образовательному процессу: Организационная Прогностическая Моделирующая Интеграционная по отношению к обучающимся: Диагностико-коррекционная Социализации субъективации
Целевые ориентиры реализации задач образовательной программы: Гуманистический подход Деятельностный подход Культурологический подход Аксеологический подход Антропологический подход Синергетический подход Полисубъективный подход Комплексный подход Средовой подход
Системность образовательной программы определяется взаимосвязанными модулями (блоками), характеризующими направления деятельности ОУ информационно- аналитический концептуально-целевой управления на основе монито-ринга результата образования содержательно-организационный
Информационно-аналитический модуль Проблемой не является: ограничения, затруднения, отсутствие, нехватка, дефекты, отдельные факты, противоречия, не относящиеся к результатам. В проблемном анализе выявляются практические проблемы – характеристики результатов, а не средств или условий. Элементы анализа: 1. Создание условий и предпосылок анализа проблем (проведение исследований). 2. Анализ проблем – выявление потребностей. 3. Работа с проблемами – выявление приоритетных, причинное объяснение. 4. Выдвижение идей обновления стратегии.
анализ и оценка инновационной обстановки анализ социальной среды анализ социального заказа анализ состояния здоровья детей анализ содержания образования анализ состояния ресурсных возможностей (нормативно-правовых, кадровых, программно-методических, материально-технических, организационных, технологических, информационных) анализ динамики развития детей (степень проявления достижений детей и их продвижения в развитии) Обязательные компоненты анализа
Этапы развития образовательной программы: сбор информации – обработка информации – анализ и оценка – цели – задачи – планы – реализация – контроль можно определить посредством вопросов:
Особое внимание - социальному заказу, образовательным потребностям! Анализ социального заказа Анализ влияния социальной среды на достижение социально-значимого результата образования в ОУ
В результате аналитической работы составляются прогнозы, определяющие место ОУ в образовательном пространстве города, района: экономические (материально-технические, финансовые) прогнозы носят преимущественно общий характер. Они необходимы для представления материально-технических и финансовых возможностей ОУ; прогнозы функционирования и развития образовательных учреждений, связанных с ОУ территориально. При определении перспектив развития ДОУ следует учитывать, что данные образовательные учреждения конкурентоспособны; прогнозы развития учитывают степень насыщения педагогического процесса новыми педагогическими технологиями, квалификацию педагогов ОУ и административно-управленческого аппарата; социальные прогнозы – исследования запросов социума ОУ не только в данный момент времени, но и с учетом потребностей завтрашнего дня.
Информационный блок ОУ: полное название ОУ, учредитель, место нахождения, статус, тип и вид, режим работы, количество и наполняемость классов (специфика их направленности деятельности); структура образовательной среды, педагогического сообщества, внешние связи ОУ (с определением цели взаимодействия); принципы образовательной политики, характеристика образовательной системы и ее ведущие ориентации в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся; педагогические условия реализации образовательной политики: кадровые, программно-методические, материально-технические и др.
Концептуально-целевой модуль Определить образовательную политику ОУ, на реализацию, какой части социального заказа к образовательному учреждению оно будет ориентировано. Определить ценности, философский каркас программы. Образование как ценность предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков в их единстве: образование как ценность государственная, как ценность общественная, как ценность личностная.
Ценности управления, активно воплощаемые в деятельности ОУ Правильно сформулированная миссия отвечает на следующие вопросы: Что является основной образовательной услугой ОУ? Кто является потребителем образовательных услуг? Каковы цели и ценности ОУ и его перспективы? Образовательные приоритеты, воплощенные в организационно-образовательной культуре Цели ОУ (направленность развития ОУ)
Выделяются пять основных черт для определения специфики и свойств цели: конкретность и измеримость; определенность во времени; адресность, направленность; согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями ОУ; контролируемость.
Организационно-содержательный модуль Обновление содержания образования требует новых форм и методов образовательной деятельности. В общем виде новое в методике воспитания и обучения можно сформулировать таким образом: введение новых образовательных технологий (программ); разработка комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса; разработка индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников (траекторий развития). изменение системы и методов педагогической оценки развития и актуального состояния обучающихся.
Структурными компонентами модели образовательного процесса являются: целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания, позиция взрослого (стиль взаимодействия с ребенком), содержание образования (сферы, направления развития, содержательные линии образования), организационные формы (регламентированная и нерегламентированная деятельность), средства, характер пространственной, предметно-развивающей среды.
введение новых педагогических технологий; разработка индивидуальных программ образования; изменение системы и методов педагогической оценки развития личности ребенка и т.д.
Содержание ОП направления образовательной деятельности, которые предполагаются данной программой в процессе ее реализации. эти направления могут быть представлены: содержательными линиями образования (ГОС НРК); сферами развития ребенка (Концепция непрерывного образования; направлениями развития (Временные (примерные) требования …) сознательная сумма средств, которые педагоги используют для реализации заявленных ценностей и достижения заявленных целей. способ жизни образовательного организма, создаваемая этим организмом жизненная среда.
Режим жизнедеятельности ОУ: Отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. Разработка гибкого режима деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов и медицинских работников. Определение подходов к обучению школьников, к организации всех видов детской деятельности. Модель организации образовательного процесса. Разработка рабочих программ педагогов по содержательным линиям образования (сферам развития ребенка). Разработка структуры организованных форм обучения (сетки занятий), в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на ребенка в организованных формах обучения. Обоснование внесения изменений в данной структуре. Общая характеристика структуры организованных форм обучения. Разработка гибкого, вариативного расписания занятий, составленного с учетом возрастных психофизиологических возможностей детей, их интересов и потребностей. Обеспечение взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в школе (с нерегламентированной деятельностью). Обоснование корректировки структуры организованных форм обучения в пояснительной записке к структуре организованных форм обучения. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Система закаливания.
Управление на основе мониторинга результата образования Педагогический мониторинг в ОУ понимается как система организации сбора, анализа, своевременного представления и хранения информации о реализации целей и задач образовательного процесса, обеспечивающую непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием и прогнозированием его развития.
Цель педагогического мониторинга образовательного процесса ОУ - создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и развитии образовательного процесса, как компонента целостной образовательной системы на основе систематического, непрерывного, научно-обоснованного слежения за качественными и количественными изменениями, происходящими в нем для принятия стратегических и тактических решений относительно педагогических управленческих действий и построения взаимодействия с участниками образовательного процесса, направленного на достижение качества образования в ОУ. Задачи педагогического мониторинга - обеспечить системный, научно-обоснованный подход к педагогическому управлению образовательной деятельностью; - определить возможности и обеспечить технологически, операционально условия для проведения постоянного слежения на основе научно обоснованных показателей и критериев; - обеспечить субъектов образования регулярной, сопоставимой информацией о процессе воспитания, обучения ребенка в учреждении на основе анализа и прогнозирования состояния и развития психолого-педагогических условий, активного включения родителей в планирование, организацию и оценку результата образования; - обеспечить механизмом анализа и самоанализа педагогической деятельности, оценки достижения целей и задач образовательной программы ОУ, рабочих программ педагогов; - обеспечить условия для осуществления педагогической оценки развития и актуального состояния детей при соблюдении определенных правил и принципов. Мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. Педагоги дошкольного учреждения, как и руководители, реализует в своей деятельности управленческие функции, определяющие и позволяющие достигнуть требуемого государством, обществом, личностью качество образования.
Управление реализацией образовательной программы ОУ Четкое распределение обязанностей между администрацией с перечнем функций каждого с учетом выстроенной образовательной политики ОУ. Включение родительской общественности в планирование, организацию и оценку результата образовательного процесса (в управление ОУ). Структура управления ОУ как условие обеспечения активного участия субъектов образовательного процесса в выработке и принятии решений по вопросам развития ОУ и эффективности образовательного процесса. Система информационного обеспечения управления ОУ. Определение и описание условий, критериев и показателей оценки выполнения образовательной программы. Разработка системы организационно-педагогических мер по осуществлению программы (тематика педагогических советов, совещаний, семинаров, на которых планируется рассмотрение вопросов проблем по реализации образовательной программы). Ресурсное обеспечение ОП (кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое и т.д.) - их целевая эффективность. Годовой план рассматривается как эффективное средство достижения целей ОП ОУ.
Литература Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура. содержание, технология развития. М., 1998, с. 176 Лебедев О.Е. разработка образовательных программ как управленческая задача.// народное образование. № 7-8, 1999 Молчанова Т., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ Практические рекомендации. М., 2001, с.115 Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. – Шадринск: Исеть, 1999. – 328 с. Образовательная программа школы / Под ред. Г.И. Стрижовой . М., 1995 Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения как условие достижения социально-значимого результата образования/ Сост. Толстикова О.В., Царегородцева Е.А., Гатченко Т.Г. Институт развития регионального образования.- Екатеринбург: ИРРО. - 2005. – с.53. Приложение к журналу «Завуч». Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998 – 170 с. Рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения.// Завуч. № 2 – 1998 Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Образовательная программа школы: назначение, сущность, структура.// Завуч. № 7 – 2000