Психология лидерства
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 270
Презентация "Психология лидерства" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Басос Людмила Александровна Педагог-психолог МОКУ «Галенковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района» Психология лидерства Жизнь, как собачья упряжка: пока ты не вожак, пейзаж не меняется
Лидер - человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей и других в силу своих личностных, духовных, организационных, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей. Нельзя научиться, нельзя выучиться, нельзя приобрести, надо родиться и развиться. Л и д е р ? ? ?
Лидерские ступени Внутреннее лидерство Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство) Командное или тактическое лидерство (макролидерство) Системное или стратегическое лидерство (металидерство)
Авторитет Личностные качества - ум, эрудиция, доброта, умение держать слово, контактность, умение найти рациональное решение, умение убеждать, договариваться, высокая порядочность, правдолюбие, честность. Ум - необычный, ум - синтетический, ум - для людей. Духовность, наличие цели в жизни и достойных методов ее достижения, умение работать с людьми, с коллективом, с отдельными лицами, умение привлечь и повести за собой людей. Организаторские качества, умение организовать и повести за собой людей, доказать им правоту своего решения. Высокий профессионализм, сильные качества профессионала в конкретном деле, профессиональный авторитет. Качества лидера
Стили лидерства Демократическое лидерство Авторитарное лидерство Коммуникация, взаимодействие Больше доверия внутри команды Меньше доверия внутри команды Дискуссия на равных, есть возможность открыто высказывать собственную точку зрения Высокая зависимость от руководителя, замалчивание Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь Дефицит обратной связи, сильная критичность Избыток информации разного качества Недостаток информации Обратная связь руководству доступна Затруднена обратная связь от сотрудников к руководству Принятие решения Лидер разделяет ответственность за принятие решения с командой Вся ответственность лежит на лидере Непрогнозируемость принятого решения Прогнозируемое принятие решения Возможность совместного принятия решения Единоличное принятие решения Принятие решение может бытьпродолжительным Высокая скорость принятия решения Мотивация Высокий командный дух, высокая мотивация Отсутствие должной мотивации в коллективе Самостоятельность, инициативность, самомотивация сотрудников Безынициативность Больше мотивация «К», на достижения Больше мотивация «ОТ», избегание неудачи Цели, планирование Видение общей цели всеми членами команды Частое отсутствие видимой общей цели у членов команды Возможно отсутствие единой тактики и стратегии достижения результата Выстроенная лидером стратегия достижения результата Возможно частое изменения цели и курса компании Быстрое движение к намеченной лидером цели Гибкость в подходах, множественная точка зрения Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм Границы, контроль Нет жёсткой иерархии Жёсткая иерархия Высокая творческая активность Отсутствие творчества Нет чётких границ полномочий Чёткое распределение полномочий Недостаточнаякоординированностьв работе команды Чёткость и слаженность в работе команды Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе Высокая дисциплина в коллективе Делегирование, внутренний самоконтроль Высокая степень централизованного контроля
Лидер и конфликт Конфликт - это фаза развития и роста любого коллектива, людей. К нему надо относиться как к данности. Конфликт надо а) либо предотвратить; б) либо пережить; в) либо решить. Это дело лидера. Конфликт должен идти на пользу достижения цели или результата, он должен сплотить коллектив или справиться с болезнью. Жить в конфликте нельзя, а жить с конфликтом можно, а, иногда, нужно. Конфликт часто лучшее лекарство.
Лидер его права и власть 1. Права лидера определяются его авторитетом. 2. Лидер не должен использовать свои права во вред достижения цели, результата, для разделения коллектива, против отдельных лиц. 3. Лидер не должен нарушать законов и правил общежития, но он может принимать непопулярные решения силой своего авторитета и, иногда, вопреки мнению коллектива. Но это не может быть частым и постоянным.
Лидер и использование им своего положения и имиджа Лидер - главное - его общественная роль и функция. Лидером может быть только человек, исполняющий в коллективе общественную роль даже если он не занимает соответствующей должности. Лидер - реальность, а не схема. Все лидеры не идеальны и имеют много недостатков. Главное - авторитет, остальные качества, перечисленные в п.3 могут присутствовать частично. Лидерство и проблема личных целей (карьера, бизнес, богатство, деньги). Лидер не должен игнорировать достижения личных целей, дабы соответствовать своему имиджу. Вопрос в способах их достижения. Проблема противоречий общественных и личных целей. а) общественное - главное (имидж), только общественная роль лидера может создать ему соответствующий имидж б) имидж во имя личного и общественного. Лидер должен всегда между общественными и личными целями выбирать общественные, иначе он может потерять авторитет.
Во-первых, лидер должен иметь организационный талант, синтетический склад ума. Во-вторых, набор положительных черт характера, необходимых для лидера, встречается редко. В-третьих, умение работать с людьми, с разными людьми, встречается еще реже. В-четвертых, работать на субботнике могут очень немногие. В-пятых, умение прощать и быть выше критики, ссор и т.д. Каждый ли может быть лидером?