Амвросий-подвижник из Большой Липовицы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 254
Презентация "Амвросий-подвижник из Большой Липовицы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Краеведческий час Амвросий-подвижник из Большой Липовицы Проведен в МОУ Большелиповицкой сош Тамбовского района Тамбовской области 23 ноября 2010 г Подготовили : учитель истории первой категории Кольцова Тамара Владимировна, учащиеся , члены кружка «Истоки»
Преподобному старцу Амвросию посвящается В 2012 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Амвросия
Цель: На примерах подвижничества святого старца Амвросия способствовать духовно– нравственному воспитанию подрастающего поколения. Через содержание краеведческого материала прививать учащимся любовь к родному краю и уважение к людям- подвижникам в добрых делах.
План проведения: Вступление — учитель истории Кольцова Т.В .«Амвросий Оптинский , его биография и жизнеописание -основные даты жизни, звания и область деятельности» —- актив кружка “Истоки» “ Из наставлений преподобного Амвросия - - актив кружка “ Истоки» 4.“Характеристика вклада Амвросия в контексте науки, культуры и литературы.» - - ученица 9 класса Ерохина Дарья 5. «Божий мир», «Тропарь»- чтение стихов – - ученицы 5 класса Степанова Елена, Прохорская Екатерина 6 . «Почему мы должны помнить Амвросия?» - Отец Максим Библиотекарь сельской библиотеки С.В.Симкина 7. Подведение итогов - учитель истории Кольцова Т.В
Будущий старец Амвросий Оптинский (Гренков Александр Михайлович), родился 23 ноября 1812, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии — умер 10 октября 1891, в деревне Шамордино Перемышльского уезда Калужской губернии.
Родился Александр в семье пономаря Михаила Фёдоро-вича Гренкова. Семья, в которой было 8 детей, жила в доме деда, священника Феодора, служившего в Троицком храме села. Детей воспитывали в строго православном духе. Дома Саша обучился чтению по церковнославянскому букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. Троицкая церковь в с. Большая Липовица. Фото 1010г
В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. Любил и почитал своих родителей. Впоследствии о своей матери, Марфе Николаевне, старец говорил как о человеке святой жизни.
Когда мальчику испол-нилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духов-ного училища. на полу-казённое содержание. В 1830 г. как один из лучших выпускников направлен в Тамбов-скую Духовную Семи-нарию.
И здесь учёба давалась ему легко. Товарищ по семинарии позже вспоминал « …он же (Саша) занимался мало, а придёт в класс, станет наставнику отвечать, - точно как по писанному, лучше всех…»… В 1836 г. Александр Гренков успешно закончил семинарию
Однако он не пошёл ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Ду-ховного училища. Обладая живым и весёлым характером, добротою и остроумием, Александр Михай-лович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю.
В той же Тамбовской епархии проживал известный в то время подвижник Илларион. Александр Михайлович пришёл к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину Пустынь- и будешь опытен». После долгих сомнений решимость созрела. Тайно ото всех Александр Михайлович ушёл в Козельскую Оптину пустынь в Калужской губернии. 8 октября 1839 г. он был принят в Оптиной Пустыни преподобным Львом
Значение Оптиной Пустыни очень велико в судьбе Александра Гренкова и в духовной жизни России.
В 1840г А.М.Гренков получил благословение носить монашеское одеяние. Молодой послушник работал в монастырской пекарне. Затем его перевели в скит. Для назидания часто встречался со старцем Львом, по службе приходил к старцу Макарию. Старец Лев о послушнике Александре сказал Макарию «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь ослаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им , как знаешь.»
С осени 1841 по1846 г. Александр был келейником у преподобного Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор. 29 ноября 1842 г.— в мантию с именем в честь святого Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона. 9 декабря 1845 г.— во иеромонаха. В 1846 г. во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий сильно простудился и заболел.
С тех пор он уже никогда не смог по-настоящему попра-виться. Впрочем, Амвросий никогда не унывал . И себе , и другим в утешение говорил «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодаре-ния»
Действуйте, как вразумит вас Господь!» Амвросий В 1860г Амвросий принял на себя подвиг старчества. Вслед за старцами Львом и Макарием он продолжил начатое ими издание святоотеческой литературы. Старец Амвросий обладал живым, острым и прони-цательным умом. Его прони-цательность переходила в прозорливость. Он умел облегчить самое тяжёлое горе и утешить скорбную душу.
Его внешний облик был приятен. Лицо его светилось умными и живыми глазами. Несмотря на свою постоянную болезнь, Амвросий соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать наставления в простой и шутливой форме. Его слова запоминались всем.
Со всех концов стекались к хибарке старца бедные и богатые люди. Его посеща-ли известные обществен-ные деятели и писатели: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, К.Н.Леонтьев, М.Н.Погодин и другие. Он давал не только благословение, но и добрый совет и научал предпринимать какое-нибудь дело. А то и сам любил что-нибудь устроить, показывая другим как и что делать.
День его начинался в четыре-пять часов утра. Амвросий звал к себе келейников, и начиналось утрен-нее правило. Оно продолжалось 2 часа, затем келейники уходили, а старец оставался один, предавал -ся молитве и готовился к своему великому служению. С 9 часов начинался приём: сперва мона-шествующих, а затем мирян. Часа в 2 по полудню ему приносили скудную еду, после которой он оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи продолжался прием. Не раньше полуночи Амвросий отходил ко сну.
Духовная сила старца проявлялась иногда совершен-но в исключительных случаях. Однажды Амвросий откуда-то шёл по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мёртвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади- кормилицы в крестьянском быту сущая беда. Старец , взяв хворостинку, стегнул лошадь, прикрикнув: «Вставай, лентяйка»- и лошадь послушно поднялась на ноги.
Многим людям старец Амвро-сий являлся на расстоянии. Немногим открывался в зримых образах. Так в течение более 30 лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.
В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь. В Шамординской обители Амвросий провел последние полтора года своей жизни
Старенький, больной, ему трудно было даже ходить. 1891 год был последним в земной жизни старца. В этот год болезнь так усилилась, что Амвросий потерял и слух и голос. Начались его предсмертные страдания. 10 октября(по старому стилю), 23 октября по новому стилю старец три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. В 1988 году Собором РПЦ старец Амвросий Оптиский был причислен к лику святых. 23 октября , день его кончины установлен день его памяти.
15 октября 1891 г. св. мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго-восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием. Много раз Амвросий после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле Амвросия.
Избранные наставления старца Амвросия Оптинского. К старцу в Оптину шли люди как к святому человеку, веря и надеясь, что получат исцеление от недугов духовных и телесных. Христианская любовь, твердая вера и сердечная молитва старца врачевали всех посетителей. Наставления старца часто были краткими, но емкими и надолго запоминались его учениками. “Как жить, чтобы спастись?” — “Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно”;
-Как жить?” — спрашивали Амвросия. “Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”. «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, -чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх» «Где просто, там ангелов со сто; а где мудрёно, там ни одного»
«Иди, куда поведут, смотри- что покажут, и всё говори: да будет воля твоя» «Грехи как грецкие орехи- скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.»
« Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдёт, и усердие придёт» « Любовь покрывает всё. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только корыстью, то такому дьявол мешать не может…» «Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.»
« Храни вас Бог.!» АМВРОСИЙ « Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.»
С утра до ночи Амвросий принимал людей — и мирян, и монахов, всех выслушивал, всем помогал. Десять-пятнад-цать минут на сеанс и — следующий. Никакой психотера-певт не выдержит такого режима. А Амвросий выдержи-вал эту жизнь тридцать лет. Популярность у него была бешеная, люди потоком шли к нему за добрым словом, за советом и помощью. А Амвросий был одержим любовью к народу.
На мраморном надгробии старца Амвросия выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига великого русского старца
В лесу, где скит, Гнездятся совы. Лес спит.Не спит Лишь скит лесовый. О, время, оно! Свеча. Икона. Не спит Амвросий, Всё бога просит: Весь мир, о Боже, В твоей горсти. Прости им . Что же… Пойми, прости.» За нас всех просит Отец Амвросий. Икона.Свечи. И Бог нас лечит