Новации и перспективы развития законодательства по промышленной безопасности
- Рубрика: Презентации / Презентации по ОБЖ
- Просмотров: 298
Презентация "Новации и перспективы развития законодательства по промышленной безопасности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Чем обусловлены изменения, которые внесены в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ Действующая редакция Предложения Преамбула Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Продолжить предложение: на континентальном шельфе Российской Федерации, а также иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права Статья 1 Добавлены понятия: вспомогательные горноспасательные команды обоснование безопасности опасного производственного объекта система управления промышленной безопасностью Техническое перевооружение ОПО - приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых ОПО технических устройств
Изменения в статью 2 ОПО подразделяются на 4 класса опасности, в соответствии с критериями, указанными в Приложении 2: I класс объекты чрезвычайно высокой опасности II класс объекты высокой опасности III класс объекты средней опасности IV класс объекты низкой опасности ОПО подлежат регистрации в государственном реестре На основании сведений, представленных организацией, эксплуатирующей ОПО, ФОИВ выдают свидетельство о регистрации в котором указывается присвоенный класс опасности. Классификация ОПО ЗАО НТЦ ПБ
О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ Действующая редакция Предложения Статья 3 Требования промышленной безопасности - условия запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных нормах и правил в области промышленной безопасности Продолжить предложение: проектной документации опасных производственных объектов, оформляемой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее – проектная документации) Дополнить п.4 В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных в ФНП ПБ, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, могут быть установлены требования промышленной безопасности в обосновании безопасности ОПО. Обоснование безопасности подлежат экспертизе промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в Ростехнадзор при регистрации ОПО в государственном реестре.
О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ Действующая редакция Предложения Статья 4 3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. После абз.3 написать: обоснованию безопасности опасного производственного объекта Дополнить п.4. В целях содействия соблюдению обязательных требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности утверждает руководства по безопасности. Руководства по безопасности содержат рекомендации по выполнению обязательных требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.";
Статья 7 П.2. Если техническими регламентами не установлена иная форма оценки соответствия ТУ, применяемых на ОПО, обязательным требованиям к ним, такие ТУ подлежат экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях: до начала их применения на ОПО; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого ТУ, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет после проведения ремонтных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ТУ, восстановительных ремонтных работ после аварии на ОПО, в результате которой было повреждено ТУ 3. ФНП могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения ТУ без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на ОПО. О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ
Статья 10 П.1 дополнить абзацем: создавать на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Добавить п.2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО . Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации."; О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ
Статья 11, п.4 Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: определение целей и задач организаций, эксплуатирующих ОПО, информирование общественности о данных целях и задачах; идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО и связанных с такими авариями угроз; планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе при выполнении работ или оказании услуг ОПО сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями; координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на ОПО; осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; участие работников организаций, эксплуатирующих ОПО, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности."; д) дополнить пунктом 5 следующего содержания: П. 5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации."; О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие законодательные акты ЗАО НТЦ ПБ
Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию ОПО (исключен кап.ремонт); документация на техническое перевооружение ОПОв случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на ОПО , предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности (исключен кап.ремонт, исключены «иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО»); обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО."; Изменения в ст.13 «Экспертиза промышленной безопасности» ЗАО НТЦ ПБ
ДПБ находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь в случаях:* истечения 10 лет со дня регистрации последней ДПБ; изменения технологических процессов, применяемых на ОПО, либо увеличения более, чем на 20% количества имеющихся на нем опасных веществ; Изменения требований ПБ в связи с развитием технических знаний или появлением новых методов оценки опасности; по предписанию ФОИВ по ПБ в случае привлечения организации, эксплуатирующей ОПО, ее должностных лиц к ответственности за нарушение требований ПБ Статья 11 Конвенции 174: Предприниматели пересматривают, обновляют и вносят изменения в доклады по безопасности: в случае изменения, заметно влияющих на уровень безопасности; Если это вызвано развитием технических знаний; Через интервалы времени, предписываемые национальным законодательством; По требованию компетентного органа. Изменения в ст.14 «Разработка декларации промышленной безопасности» ЗАО НТЦ ПБ
Приложение 1. Опасные производственные объекты К категории ОПО относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 количествах опасные вещества следующих видов 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля : а) пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии) б)воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскалей 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, (за исключением лифтов, платформ для инвалидов), эскалаторы на дистанциях метрополитена, канатные дороги, фуникулеры 4) получаются, транспортируются и используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования с одновременной загрузкой шихтовых материалов емкостью расплава от 500 кг и более; ЗАО НТЦ ПБ
Приложение 1. Опасные производственные объекты 5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений, осуществляемых открытым способом, без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; 6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зернопродуктов и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию. К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет менее чем 220 киловольт."; ЗАО НТЦ ПБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПО Виды ОПО КЛАССЫ ОПАСНОСТИ I II III IV 4) Станции газораспределительные, сети газораспределения и газопотребления при транспортировании природного газа под давлением > 1,2 Мпа; СУГ под давлением > 1,6 Мпа Иные ОПО 5) Объекты теплоснабжения; Социально значимые категории потребителей; РИзб >1,6 Мпа или t0>250 Иные ОПО 6) Подвесные канатные дороги Иные ОПО
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПО Если для ОПО могут быть установлены разные классы опасности, то устанавливается наиболее высокий из них. Если ОПО располагается на особо охраняемых природных территориях, на шельфе или во внутренних водах, то ему присваивается следующий (за искл. объектов I класса более высокий класс опасности) Виды ОПО КЛАССЫ ОПАСНОСТИ I II III IV 7) Загрузка шихтовых материалов емкостью расплава >10000 кг 500
ЗАО НТЦ ПБ Примерное распределение ОПО по классам опасности Класс опасности Кол-во ОПО Процентное соотношение ОПО I 1298 0,4 II 9755 3,3 III 109182 37 IV 175040 59,3
Дифференцированные требования к методам управления и надзора Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 №455 «О режиме постоянного государственного надзора на ОПО и ГТС. Утвержден перечень ОПО, подлежащих постоянному государственному надзору - 2686 Класс опасности Частота плановых проверок I Режим постоянного государственного надзора* Создание СУПБ (Конвенция 174 – ст.9 «В отношении каждого объекта повышенной опасности предприниматели создают и обеспечивают функционирование системы управления) Введение нового лицензирования вида деятельности: «Лицензирование взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I ,II и III классов опасности» II Не чаще 1 раза в течение 1 года III Не чаще 1 раза в течение 3 лет Создание СУПБ или организация производственного контроля IV Плановые проверки не проводятся Уведомительный порядок начала деятельности
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ЗАО НТЦ ПБ Наименование ФЗ Поправка Пункт 7 статьи 6 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" В перечне компетенций федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе «технологический надзор» заменили на «федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности» ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Статья 16.1 Вместо обязательности создания на предприятиях угольной отрасли службы охраны труда и производственного контроля предусматривается создание единых систем управления промышленной безопасностью и охраной труда Новая статья 16.2. Вспомогательные горноспасательные команды ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Об установлении режима постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) I класса Градостроительный кодекс Российской Федерации Расширение перечня особо опасных и технически сложных объектов (ст.48.1) ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Ст.8. В перечень работ и услуг, осуществляющихся в составе видов деятельности путем уведомления добавлено: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ЗАО НТЦ ПБ Наименование ФЗ Поправка Ст.9.В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок; ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" Действие настоящего ФЗ не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, а также иных территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию К опасным объектам относятся: ОПО, ГТС, АЗС и лифты К опасным объектам не относятся указанные выше объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию требуется получение лицензии Объединить 2 вида деятельности: лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подпункт 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Исключить (касается взимания гос.пошлины за выдачу разрешения на применения
Изменения в статью 2 1. ОПО, зарегистрированные в государственном реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года. 2. В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими ОПО, не проведена его перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, плановые проверки такого юридического лица или такого индивидуального предпринимателя в отношении указанного ОПО проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года. 3. В случае, если владельцем ОПО, в отношении которого Правительством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не проведена перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, режим постоянного государственного надзора в отношении данного ОПО сохраняется до даты его перерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Переходные положения .Перерегистрация ОПО ЗАО НТЦ ПБ
Изменения в статью 2 1. ОПО, зарегистрированные в государственном реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года. 2. В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими ОПО, не проведена его перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, плановые проверки такого юридического лица или такого индивидуального предпринимателя в отношении указанного ОПО проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года. 3. В случае, если владельцем ОПО, в отношении которого Правительством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не проведена перерегистрация в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности, режим постоянного государственного надзора в отношении данного ОПО сохраняется до даты его перерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Переходные положения .Перерегистрация ОПО ЗАО НТЦ ПБ
Изменения в статью 2 Предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Переходные положения . Лицензирование ЗАО НТЦ ПБ
Изменения в статью 2 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 марта 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. 2. Внесение изменений в ст.9 116-ФЗ, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» в части лицензирования объектов I , II и III классов опасности и осуществления деятельности на основании уведомления о начале деятельности объектов IV класса опасности вступают в силу с 1 июля 2013 года. 3. Поправки, связанные с техническими устройствами, созданием СУПБ, созданием вспомогательных горноспасательных команд на горных объектах, установления разных режимов федерального государственного надзора вступают в силу с 1 января 2014 года. Переходные положения . Вступление в силу ЗАО НТЦ ПБ