Рождество Пресвятой Богородицы
- Рубрика: Презентации / Презентации по ОБЖ
- Просмотров: 312
Презентация "Рождество Пресвятой Богородицы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Рождество Пресвято й Богоро дицы Рождество Пресвято й Богоро дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου[источник не указан 222 дня] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви .
Рождество Пресвято й Богоро дицы В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).
Рождество Пресвято й Богоро дицы Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст.) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных.
Рождество Пресвято й Богоро дицы В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.
Событие праздника Событие праздника С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Рождество Пресвято й Богоро дицы Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвято й Богоро дицы В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).
Рождество Пресвято й Богоро дицы Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей.
Рождество Пресвято й Богоро дицы Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась.
Видение ангела В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».
Золотые ворота После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:
Иоаким И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала:
АННА Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!
Анна После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».
Обет Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
«Протоевангелие Иакова» Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.
Иконописцы К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).
Дата празднования Дата празднования Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет:
Дата празднования «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо.
Дата празднования В латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).
Сирийская церковь В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая.
Базилик святой Анны Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима .
Первое упоминание Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496)..
Греческая церковь Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин Блаженный..
Палестинское предание Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .
VII век Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков..
Лионский собор Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
Монастырь святой Анны Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима .
Тропарь Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация)На русском.Тропарь праздникаРождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь
Кондак Кондак праздникаИоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни
Задостойник ЗадостойникПрипев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
Величание ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются.
Место Рождества Место Рождества Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.
Львиные ворота. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м
Монастырь святой Анны На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Вифезда Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.