Презентация по ОРКСЭ “Православный календарь и праздники.” 4 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 253
Презентация "Презентация по ОРКСЭ “Православный календарь и праздники.” 4 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками православной культуры.
Задачи:
Воспитание бережного отношения, уважения к православной культуре.
Развивать навыки работы с историческими источниками, иллюстрированным материалом.
Формировать представление о праздниках православной культуры, расширение кругозора учащихся.
На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Подготовка к севу
В народе считали, что покровительство Богоматери распространялось на все работы, которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах. Потому так высоко и чтилась память о Божией Матери в этот день.
Благовещение открывало сезон полевых работ. Русские крестьяне говорили: "Бог благословил землю на сеяние". Поэтому в некоторых местах крестьяне сами старались освятить зерно, предназначенное для посева: для этого икону, посвященную празднику, ставили в кадку с зерном и приговаривали:
Благовещение
Матерь Божия!
Гавриил Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите.
Овсом да рожью, ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.
Весеннее равноденствие
На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей, насекомых. Это была пора прилета птиц, пробуждения пчел, мух. Но, если они появлялись до наступления Благовещения, это сулило холодную весну, голодный год. По этой же причине до наступления Благовещения нельзя было тревожить землю: копать, рыть, сажать, сеять.
На Благовещение даже птица гнезда не вьет
Благовещение
Верили, что на Благовещение солнце "играет", т.е. как бы "трепещет",
переливаясь разными красками. Во многих местах в этот день было
принято выпускать на волю птиц: по представлению крестьян,
пернатые могли ускорить приход весны.
В Благовещение считалось грехом заниматься хозяйственными делами. Девушки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее. В народе говорили, что "на Благовещение даже птица гнезда не вьет", а "кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение". Работающего в этот праздничный день человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Из уст в уста передавалась легенда о непослушной девице, которая села в праздник прясть, и Бог превратил ее в кукушку, птицу, у которой нет даже своего гнезда.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о том, что она родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.
Славление Христа
Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю, которая сопровождалась народными гуляниями.
Рождество Христово
Мороз, мороз, зимой ходи, а летом под колодиной лежи
С Рождества и в течение всей рождественской недели было принято славить Христа. В рождественские дни крестьянские дворы обходили группы "славильщиков". Еще до литургии, рано утром первыми отправлялись славить Христа нищие. Они становились под окна дома и пели рождественские молитвы, духовные стихи о Рождестве, о воскрешении Лазаря. Им подавали через окно хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Затем им на смену прибегали маленькие дети, которые распевали рождественские гимны и "славы". Дети делали Вифлеемскую звезду, ходили с ней по домам и пели рождественские песнопения. Звезду делали из деревянного широкого обруча с длинными лучами из тонких палочек, ее оклеивали разноцветной бумагой, а в середину вставляли несколько зажженных свечей. Вместо звезды иногда использовали фонарь. Главное же славление начиналось после обеда, когда обход дворов совершали подростки, а за ними, к вечеру, шли парни и девушки.
Прощание
с Масленицей
Блинная
неделя
Братчины
Кулачные
бои
Масленичные
катания на лошадях
Катания
с ледяных
горок
Прощеное
воскресенье
Самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, последняя неделя перед Великим постом. От обилия масленой пищи праздник и получил свое название.
Масленица – самый веселый, самый шумный народный праздник. Русская пословица говорит: "Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить". Когда-то в древности это был праздник начала нового земледельческого года, затем он стал праздником проводов зимы и встречи весны.
Масленица
Праздник продолжается семь дней – всю последнюю неделю перед Великим постом. В церковном календаре эта неделя называется "сырной" или "мясопустной". На этой неделе уже не разрешается есть мясо, однако можно есть продукты из молока: масло, сыр, сметану, творог и т.д., а также яйца и рыбу.
Но желание наесться и повеселиться перед постом – это только внешняя сторона праздника. В основе же его лежит забота о будущем урожае. Масленичное изобилие, обильная, даже неумеренная еда и питье должны были способствовать плодородию земли. Масленицу встречали блинами уже в воскресенье перед мясопустной неделей, приговаривая: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!«
Следующие три дня шла подготовка к празднику: привозили дрова для костров, убирали избы. В дни широкой масленицы (с четверга по воскресенье) нарядно одетая толпа высыпала на улицу, где проходили все развлечения: праздничные гуляния, ярмарки, катание с горок, кукольные и театральные представления, кулачные бои, военные игры, шествия ряженых. В дом заходили только погреться да вкусно поесть.
Блины были обязательной едой на Масленице. Блинами угощали гостей, соседей, знакомых. Чучелу Масленицы нередко давали в руки блин или сковороду. О Масленице пели: "На горах катаемся, блинами объедаемся". Во многих местах первый блин ели за упокой усопших.
В последние дни Масленицы по улицам разгуливали ряженые: "медведи", "козы", девушки одевались мужчинами, парни – девушками, рядились также купцами, баринами, цыганками. Главная цель ряжения была повеселиться и посмешить окружающих.
Пасхальное
богослужение
Девичьи
хороводы
Пасхальная
трапеза
Пасхальное
яйцо
Праздничный
звон
Катание
на качелях
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Название праздника происходит от еврейского слова "песах", что означает "прохождение, переход, исход". Ветхозаветный праздник Пасхи был установлен иудеями в память об исходе из египетского плена.
Пасха
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти Его на Кресте и Его Воскресении. В Евангелии говорится о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере. В ночь с субботы на воскресенье несколько женщин вместе с Марией Магдалиной, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, увидели, что пещера пуста. Вдруг перед ними предстали два "мужа" в блистающих одеждах и сказали им: "Что вы ищете живого между мертвых?" Именно в праздничную пасхальную ночь и произошло Воскресение Христа.
Особое значение праздника состоит в победе над смертью и злыми силами, в даровании людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю.
Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.
В Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется. "Солнышко скачет в Христов день", – говорили крестьяне. Считалось, если солнце "играет", "трепещет" – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю. Ведь по легенде в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт только через неделю в Фомино воскресенье.
Пасхальное богослужение
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называется полунощница. Во время службы из середины храма в алтарь вносят плащаницу. В полночь раздается колокольный звон (благовест), в церкви зажигаются все свечи и паникадила. Священники в праздничном светлом облачении выходят из алтаря под песнопения прихожан, и начинается крестный ход вокруг церкви. Затем открываются царские врата, что символизирует открытие Христом врат рая, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После заутрени начинается торжественная литургия, в конце которой освящается артос – особый хлеб с изображением креста и тернового венца. Этот хлеб в конце Пасхальной недели раздают верующим.
После окончания торжественной службы в храме прихожане поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением, трижды целуются и произносят при этом слова, которые говорили друг другу апостолы, когда узнали о Воскресении Христа: "Иисус воскресе!" – "Воистину воскресе!"
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Девичьи хороводы
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Со дня Пасхи девушки начинали водить хороводы. Хождение по кругу знаменовало движение солнца, а разнообразные действия, выкрики и песни, которые исполнялись при этом, должны были содействовать быстрейшему пробуждению и расцвету природы.
С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому в народе верили, что умерший в этот день обязательно попадет в рай, каким бы грешником он ни был.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Пасхальная трапеза
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой. Обязательно на столе были освященные в церкви яйца, кулич, творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Он клал пасхальное яйцо на божницу, молился, а затем разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого распределялись кулич и другие угощения. Утром дети собирались группами по 10–20 человек и шли "христосоваться". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос воскресе!", те отвечали: "Воистину воскресе!" и одаривали их яйцами, пирогами, куличом.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Пасхальное яйцо
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом гроба Господня, в котором возникает жизнь. А красный цвет являлся символом возрождения верующих кровью Христа. На Пасху было принято обмениваться крашенными яйцами в знак победы Иисуса Христа над смертью и злыми силами. Но и в древних земледельческих обрядах яйцо символизировало зарождение новой жизни, и его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
На Пасху празднично одетая молодежь собиралась на улице. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, играли; особенно популярной была игра в "катание яиц". Суть ее состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по деревянному наклонному желобу или просто с невысокой горки. Нужно было так скатить свое яйцо, чтобы сбить с места расставленные полукругом внизу яйца всех участников игры. Если это удавалось, то счастливчик забирал себе сбитое яйцо, если нет – в игру вступал другой участник, а яйцо оставалось на кону. Игра была очень азартной, и некоторые ловкачи набирали за игру до двух, а то и трех десятков яиц. Вероятно, эта игра возникла на основе древних магических действий, когда по полю, засеянному озимыми культурами, катали яйца, чтобы собрать хороший урожай.
Праздничный звон
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о Воскресении, тут же все освещалось огнем. В разных местах зажигали костры или поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах.
С первого дня Пасхи и до субботы разрешалось всем звонить в колокола, поэтому колокольный звон не смолкал с раннего утра и до вечера. В сельской местности в Пасхальную неделю священники обходили Крестным ходом все дома, святили куличи и яйца, кропили все вокруг святой водой, окуривали помещения ладаном кадила. До их прихода не полагалось петь, громко смеяться и веселиться, т.к. это время считалось святым.
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
Катание на качелях
Пасха
И солнышко скачет в Христов день
Традиционной забавой молодежи во время пасхальных праздников было качание на качелях. Формы качелей были разные. Когда-то в древности это был обряд, в котором подпрыгивание, подъем вверх должны были способствовать росту посевов. Сообща где-нибудь на околице устанавливали качели, около которых тот же час собирались девушки, бабы с ребятишками, молодые парни с гармониками. Качались, как правило, парами: девушка садилась на качели, а парень ее раскачивал. Иногда девушек качали до тех пор, пока они не назовут имени понравившегося им парня. В благодарность парней одаривали крашеными яйцами. Все это сопровождалось припевками:
Светлое Христово Воскресение – самый торжественный и радостный христианский праздник: "царь дней", "праздник праздников", "торжество из торжеств".
На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.
Хороводы
Опахивание села
Закликание весны
Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи и завершает собой пасхальные праздники.
Праздник Красная горка, или "Фомино воскресение" – первое воскресенье после Пасхи, – посвящен явлению Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмой день после чудесного воскресения.
Красная горка
Свое название этот день получил по имени апостола Фомы, единственного из апостолов, который не поверил в чудо Воскрешения Христова. Тогда, чтобы рассеять его сомнения, перед "неверующим Фомой" явился сам Иисус. В этот день в церкви последний раз служат литургию и закрывают царские врата.
В многих губерниях Красная горка была праздником молодежи. Целый день, с восхода до заката, в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом считалось обязательным, чтобы в празднике принимали участие все парни и девушки, достигшие брачного возраста. В ряде мест на Красную горку игрались свадьбы, так как этот день считался счастливым для заключения браков.
Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов.
Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи.
Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.
Вознесение
В народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а потом улетает". Во многих северорусских губерниях существовали предания о том, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окну и слушает, что люди говорят и делают. В этот период запрещалось плевать и мусорить на улицах, полагалось заботиться об обездоленных и подавать нищим, ведь неизвестно, в каком обличии ходят святые по земле. На Руси к нищим и убогим людям всегда относились душевно, помогали, кто чем мог, т.к. считалось, что нищие – это божьи люди, которым Господь велел ходить по земле, славить его и получать за это пищу и кров.
Церковный колокол
Печенье-лесенки
Заклинания на урожай
Поминовение усопших
Завивание
березы
Гадание на венках
Кумление
Березовые
ветки
Семик–Троица у русских был самым важным народным летним праздником. Эти дни от Семика до Троицы называли также "зелеными святками", так как праздник был посвящен расцвету природных сил.
Семик – старинный народный праздник, который отмечался за три дня до Троицы или в седьмой четверг после Пасхи (откуда и происходит его название).Троица, или "Пятидесятница", – один из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается
Семик-Троица
на пятидесятый день после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской легенде, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы собрались в доме Божьей Матери, чтобы ещё раз помянуть Иисуса. Там на них сошел Святой Дух, после чего они стали славить Господа на разных языках, дотоле им неизвестных. Святой Дух дал апостолам способность и силу нести учение Христа другим народам.
Дни от Семика до Троицы в народном календаре составляли единый праздничный цикл, в котором Семик был началом, а Троица – завершением праздника. "У нас в году два праздника, – пели в народе, – Семик да Троица".
По старинному обычаю в эти дни украшали зеленью дома и снаружи, и внутри, а также улицы. Около домов ставили срубленные деревца, пол постилали травой. Этот обычай вошел и в церковный ритуал: зеленью украшали церковь, устилали в ней пол травой, а к обедне (так в народе называли литургию) ходили с букетом цветов.
В деревнях в этот день проходили гулянья с трапезой в лесу или в поле. Парни и девушки вместе пекли караваи, делали сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу (хмельной напиток из гречневой муки). Гулянье сопровождалось песнями, плясками, хороводами, гаданием.
Купальные
обряды
Цветение папоротника
Купальские костры
Гадание на венках
На Иванов день – праздник рождества Иоанна Крестителя – приходится на день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Один из важнейших народных праздников – праздник летнего солнцестояния – отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю). Свое название – Иванов день, Иван Купала, Иван Травный – этот древний праздник получил от чествования в этот день православной церковью рождества св. Иоанна Крестителя, последнего в череде пророков, возвестивших о приходе Мессии. Над всеми, кто поверил в это известие, Иоанн совершал обряд крещения в реке Иордан, среди крещенных был и Иисус Христос.
Иванов день
Праздник летнего солнцеворота, когда солнце достигало своего зенита, когда устанавливались самый длинный день и самая короткая ночь в году, широко отмечался всеми европейскими народами. Например, во Франции ивановский костер зажигал сам король.
У всех европейских народов основные элементы праздника были одни и те же, что свидетельствует о его очень древней основе. Повсюду праздник справлялся ночью, обязательно жгли костры, пели и плясали вокруг них, прыгали через них, купались или обливались водой, плели венки, собирали травы.
Слово "Купала" происходит от глагола "купать", в основе которого лежит индоевропейский корень "kup", означающий "кипеть", "вскипать", "страстно желать". Православная церковь долгое время пыталась искоренить откровенно языческий характер праздника, однако напоминания о нем сохранились в русских легендах и сказках.
Под Иванов день собирали травы для лечения. Недаром этот день еще называли Иван Травник. Считали, что травы в это время приобретали особую целебную силу. Букеты из ивановских целебных трав хранили в течение года.
Полезным считалось на Ивана Травника до восхода солнца умыться росой, походить по росе босиком. Росу на Ивана Купалу собирали впрок, для этого на траву клали ткань и, когда она намокала, выжимали в ведро. Сбор трав сопровождался магическими действиями, произнесением заклинаний и заговоров. Женщинам полагалось собирать травы обнаженными или в одних рубахах, с распущенными волосами. Ивановские травы использовались и для оберега. Например, собирали полынь, так как считали, что ее боятся ведьмы и русалки. Полынь носили при себе, вплетали в венки, втыкали в стены домов, ставили у дверей, чтобы загородить путь ведьмам.
Крестный ход
Начало уборки
урожая
Первый спас отмечался Православной церковью в память о трех христианских святынях: Кресте Христове, образе Спасителя и иконе Божьей Матери.
В августе в церковном календаре представлены три праздника, посвященные Иисусу Христу.
14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается праздник "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". В этот день вспоминают о трех христианских святынях: Кресте Господнем, образе Спасителя и иконе Божьей матери, которые помогли византийскому императору Мануилу одержать победу над язычниками, а Андрею Боголюбскому завоевать волжских булгар в 1164 г. Кроме того, в этот день в 988 г. было совершено крещение Руси Владимиром Мономахом. На Руси в народе этот праздник называли по-разному: первым, мокрым, медовым, хлебным Спасом.
Первый спас
Медовый спас
Яблочный спас
В этот день отмечается праздник Преображения Господня, который посвящен чудесному преображению Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы в присутствии учеников.
19 августа (6 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Преображения Господня, который связан с библейской легендой о том, что, находясь в Галилее, Иисус со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Богословом отправились помолиться на гору Фавор, где на глазах учеников совершилось чудо. Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, говоривших с ним о последних днях его земной жизни.
В народе этот праздничный день называли Вторым Спасом, но чаще "яблочным". К этому дню поспевали яблоки и другие плоды и овощи. Их несли для освящения в церковь, после этого плоды разрешалось есть.
Второй спас
Торговля полотном
Сбор лесных орехов
Первый каравай
Спас Нерукотворный, или Третий Спас, отмечается в память о перенесении в Константинополь из Месопотамии христианской святыни – полотенца, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался его лик.
29 августа (16 августа по старому стилю) православной церковью отмечается праздник, посвященный Нерукотворному образу Иисуса Христа, чудесным образом возникшему на полотенце, которым он отер свое лицо. Это полотенце как святыня было перенесено в Константинополь из Месопотамии. По древнему преданию в этот день Авгарь, властитель города Едессы, где хранилось священное полотенце, исцелился от проказы, едва прикоснувшись к нему. В народе этот праздник назывался еще "холщовым", "хлебным" или "ореховым" Спасом.
Третий спас
Крестные ходы
Зазимки
Капустный праздник
Православный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен дню, когда патриарх Макарий "воздвиг" над головами молящихся Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Воздвижение
"Воздвижение" – народное название православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В IV в. святая Елена, мать римского императора Константина, нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест оказался животворящим, и, так как каждый хотел увидеть его, патриарх Макарий "воздвиг" крест, т.е. поднял его над головами молящихся. В память этого события и был учрежден праздник Воздвижения.
По народному преданию, на Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: "правда" и "кривда". Победу одерживает "правда" с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня. В день Крестовоздвижения полагалось задуматься о своих грехах и поститься. Говорили: "Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается".
Рыбацкий праздник
С Петрова дня в поле пожня (покос)
"Петров день" – народное название праздника, который был особо почитаем среди рыбаков, так как святой Петр был рыбаком и поэтому считался покровителем рыболовства. Иногда этот день называли "рыбацким праздником". В этот день в рыбацких деревнях устраивали крестные ходы и молебны на реках и озерах, все собирали деньги на мировую свечу, которую ставили в храме перед образом святого. Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы.
Петров день – народное название великого православного праздника, посвященного памяти апостолов Петра и Павла, которые приняли мученическую смерть по приказу римского императора Нерона.
Петров день
Осенины
"Живой" огонь
Первое
пострижение
Шутливый обряд
похорон
Семенов день по церковному календарю отмечается в память святого Симеона Столпника. Но на Руси в течение четырех веков вплоть до 1700 г. это был день окончания старого года ("лета") и начала нового.
Семенов день
14 сентября (1 сентября по старому стилю) по церковному календарю отмечается день святого Симеона Столпника. Этот христианский подвижник V века вел исключительно аскетический образ жизни. В 18 лет он стал иноком. Сначала он жил на дне высохшего колодца, затем в каменной пещере, а потом в келье, на вершине четырехметрового каменного столба. Сорок лет провел он, не выходя из этой кельи, в молитвах и постах, проповедуя учение Христа приходившим к нему паломникам.
Так как на Руси в течение четырех веков, вплоть до указа Петра I о реформе календаря от 1700 г., это был день окончания старого года ("лета") и начала нового, то Семенов день еще называли "Семен-летопроводец". Крестьяне говорили: "Семен лето провожает".
По Семенову дню определяли последующую погоду: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла", "Сухая осень, если на Семен-день сухо".
Праздник урожая
Вторые "осенины"
День рожениц
Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Рождество Богородицы
Православный праздник Рождества Богородицы, или Аспасов день, Богородичен день, Малая Пречистая Оспожинка, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Церковное предание сообщает, что у Иоакима и Анны долгое время не было детей, и они очень скорбели об этом. Анна горячо молилась Богу и обещала, что, если у нее родится ребенок, она его посвятит Богу и отдаст на воспитание в Иерусалимский храм. И вот ангел предстал пред Анной и затем пред Иоакимом и сказал, что у них родится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Так родилась Дева Мария.
Явление
Богородицы
Девичи
й праздник
Запекание углов
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя сарацинами, когда она спасла город, закрыв его своим покрывалом.
Покров
14 октября (1 октября по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник был установлен в память явления Богородицы в храме в Константинополе, когда город был осажден врагом. Богородица простерла над молящимися свой покров – омофор (головной плат) и молилась Господу о спасении людей. Благодаря молитвам и заступничеству Божией Матери город был спасен.
Для крестьянина Покров был одним из самых важных осенних праздников, который был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Говорили так: "На Покров до обеда осень, а после обеда зима", "На Покров земля снегом покрывается". Примечали, что какова погода на Покров, такова будет и зима.
К этому дню полагалось убрать весь урожай с полей и большую часть урожая с огорода. Кроме того, к зиме готовили и помещения для скота. В Покров принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. И чтобы уберечь скот от бескормицы и болезней, его закармливали "пожинальником", т.е. последним сжатым снопом. В этот день для предохранения от зимней простуды детей обливали на пороге дома водою сквозь решето.
На Покров в деревню возвращались мужики и парни с летних отхожих промыслов или, наоборот, уходили на заработки в город. С этого дня женщины много времени проводили за прялкой, шитьем, обработкой льна.
Запекание углов
На Покров крестьяне перебирались из летних помещений в зимние избы, всячески их утепляли, "запекали", т.е. конопатили стены и углы, первый раз протапливали помещение, поговаривая: "Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров". Для праздничного застолья пекли блины – это в шутку также называлось "запекать углы". В Рязанской губернии, когда в этот праздник ели блины, то приговаривали, что "углы затыкают, чтобы в доме тепло было".
На Покров до обеда осень, а после обеда зима
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен церковью в память о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя сарацинами, когда она спасла город, закрыв его своим покрывалом.
Покров
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Праздники и знаменательные даты Православного календаря. - СПб.: ТОО ЛКЛ, 1993.
Соколовский В. Круг светлых дней Православный народный календарь. – М.: Радуга, 1992.
Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура Русского Народа. – СПб.: Паритет, 2004.
Ляховская Л. П. Православная обрядовая кухня. – СПб.: Лейла, 1996.