Презентация по внеурочной деятельности Разговоры о важном на тему: "Прорыв блокады Ленинграда" 2 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 172
Презентация "Презентация по внеурочной деятельности Разговоры о важном на тему: "Прорыв блокады Ленинграда" 2 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города…среди них – город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим, но начнём наше занятие с просмотра видео.
Жила в Ленинграде девочка, и звали её Таня Савичева. У неё была большая и дружная семья: два брата и две сестры. Когда девочке было одиннадцать лет, к ним постучалась беда.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Фашистские войска получили приказ от самого Гитлера – «Ленинград нужно задушить голодом и стереть с лица земли».
И тогда Таня стала вести дневник. Её дневник – это страшная правда о том, что такое блокада. В блокноте всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти родных… На последних страницах блокнота Таня записала «Умерли все. Осталась одна Таня».
«Страшная правда о том, что такое блокада…» Что же такое блокада?
Как жили дети-ленинградцы в то время?
В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?
Послушайте отрывок из стихотворения. Какое настроение он создаёт? Какие события блокады описаны в нём?
Примерные ответы детей: «Всем страшно, кажется, что всё время ночь чёрная…», «Дом соседний разрушен, значит, туда бомба попала», «Есть очень хочется… все дети голодные», «О маме говорится, что она еле живая ушла на работу, от голода, от холода сил у неё нет», «Стёкол нет в окнах, вместо стекла картонка. Всё время повторяется: холодно, холодно..., жалко всех…».
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла картонка…
Вместо соседнего дома – воронка…
Поздно. А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
(Н. Радченко. «Блокада», отрывок)
Рассмотрим фотографии блокадного Ленинграда. Можно ли их считать иллюстрациями к стихотворению? Расскажите.
Обучающиеся рассматривают фотографии и делятся своими впечатлениями. «Какие несчастные дети – им холодно! Почему они не дома, а на улице? Может быть, его тоже фашисты разрушили?», «А почему люди на реку ходят за водой в такой мороз? Водопровод не работает?», «У мальчика дом разбомбили, а он свою кошку спас…Он ей свой хлеб, наверное, отдаст…», «А что это за печка такая?»
Рассмотрим фотографии внимательно. Я расскажу о первой фотографии.
В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким!
Кроме этого, небольшого крошечного кусочка хлеба не было никакой другой еды. Вы можете себе представить, чтобы сегодня детям снились сны о том, что они вволю поели хлеба?
Что они съели кусочек сахара? Или выпили чашку сладкого чая?
Вот так жил блокадный Ленинград. Голод, холод, мороз – минус 40 градусов. Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стоит теперь железная печка. Её называли «буржуйкой».
В квартирах не осталось мебели, книг; в парках и скверах – деревьев. Всё, что горело, сжигали в буржуйках.
Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. А из города эвакуировали детей, стариков, больных и раненых.
Ладогу называли дорогой жизни. Машины и сани шли по льду озера днём и ночью, под бомбёжкой немецких самолётов. Советские лётчики охраняли небо над Ладогой.
В блокадном Ленинграде работало 39 школ. Ученики обогревались в классе с помощью «буржуйки».
Похожа ли жизнь этих детей на нашу,
современную?
Ответы детей: «Дети учатся не в классе, а на какой-то веранде. Тесно сидят за партой – по 4 человека. Так же писать невозможно!», «Ученики всё какие-то грустные, тихие…», «Я никогда не видел в школе „буржуек!“»; «Ученики, наверное, ни бегать, ни кричать, как мы, не могли!», «Дети в детском саду больные, грустные. Сидят у ёлки, а на ней цветные бумажки, а не игрушки», «Да и Деда Мороза нет настоящего, игрушечный стоит под ёлкой», «Как всё печально, жалко их всех!».
Да, в очень тяжёлых условиях город жил, сражался, и Ленинград выстоял! Ленинград победил! 4 января 1944 года началась операция советских войск – артиллеристов, моряков, пехотинцев, лётчиков. Советские войска разгромили группу фашистской армии «Север». 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа.
Блокада снята!
Вечером 27 января все жители вышли на улицы Ленинграда. На глазах людей были слёзы радости. Гремели залпы салюта. Теперь советская артиллерия била не по врагу, она салютовала победе над ним!
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом.
31
Как вы думаете, что испытывали ленинградцы в этот день? Какими словами можно назвать их чувства?
Ответы детей: «радость; счастье; восторг; гордость за победителей», «уважение к стойкости ленинградцев».
Вот такие строчки написал поэт Юрий Воронов:
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут….
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Ответим на вопрос «Что приносит людям война?»
Ответы детей: «Войны приносят беду, горе, боль, болезни, голод, смерть, разрушения».
Теперь вы знаете, что среди жертв Великой Отечественной войны было много детей – ваших ровесников.
Одной из них была Таня Савичева. Дневник девочки стал обвинением фашистов в страшных преступлениях, которые они совершали на нашей земле. Советский народ победил врага, но мы никогда не забудем всех тех, кто эту победу одержал на полях сражения и оказывал яростное сопротивление в тылу врага.
Во время Великой Отечественной войны в тылу противника боролись против захватчиков более миллиона партизан и подпольщиков – людей самых разных возрастов и профессий. Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное, чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные. Одна из таких подпольных организаций – «Молодая гвардия» была создана в Донбассе в Краснодоне.
Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать. И «Молодая гвардия» Донбасса, и партизаны смоленских и брянских лесов, и жители осаждённого Ленинграда, – это примеры проявления бесстрашия и мужества, беззаветной любви к Родине.
И сквозь дали вековые
Эту славу пронесёт
Благодарная Россия
И великий наш народ.
(отрывок из песни «Песня о краснодонцах»)
Как вы понимаете эти слова? Объясните.
«Глазкам нужно отдохнуть (Закрываем глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть» (глубокий вдох, глаза закрыты также)
«Глаза по кругу побегут» (глаза открыты.
движение зрачком по кругу по часовой
и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо»
(легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз
«Увидят наши глазки всё!»
(глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Гимнастика
для глаз
Творческое задание
Мы не можем побывать у каждого памятника или обелиска Великой Отечественной войны, но каждый из нас может представить, какие цветы он положит, когда придёт к нему. Нарисуйте эти цветы.