Презентация НПК "Семейские" 4 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 186
Презентация "Презентация НПК "Семейские" 4 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Исследовательская работа
«Родной край глазами ребенка»
в секции «Культура и традиции моего края»
Исполнитель: Федотова Лиза
4 «г» класс
СОШ №20
Руководитель работы: Петрова Т.М.
Оглавление
1.Введение
2.Цель
2.Сведения о старообрядцах Бичуры
3.Вера
4.Культура
5.Быт
6.Заключение
7.Литература
Введение. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Цель проекта: Развитие исторических знаний в системе «история старообрядческого села Бичура – история Сибири – история России»
Задачи проекта:
1) организация и обучение научно- исследовательской деятельности ;
2) отработка умений, навыков определении тематики, способов, методов, планирования научно –исследовательской работы;
3) воспитание гражданственности, активной позиции, творчества, патриотизма, уважение окружающего мира, своего прошлого;
Объект проекта: история села Бичуры, региона, России в научно –исследовательской деятельности учащихся.
Методы организации исследования: подбор литературы, архивных материалов, экспонаты краеведческого музея, опрос жителей.
Актуальность данного проекта - расширение исторических знаний контексте: история села – региона – история страны; привлечение учащихся к научно–исследовательской деятельности, воспитание патриота своей страны.
Сегодня я хочу рассказать вам о семейских и о моем родном крае. Бичура – это село основанное в 1767 году. Что же с ним стало за эти два с половиной века? Разрослись семейские семьи крепким здоровым потомством. Построились дома. Разрослось село, удлинились улицы. И теперь многие уже не только в Бурятии, но и за ее пределами знают, что есть на свете Бичура – одно из самых больших сёл в мире, где живут староверы и стараются не потерять своего лица.
Село Бичура
Сведения о старообрядцах Бичуры.
Семейские - потомки старообрядцев, переселенные в Забайкалье по указу Екатерины II от 14 декабря 1762 года из Польши. Старообрядцев переселяли большими семьями, поэтому их стали называть “семейными”, а в течение времени название изменилось на “Семейские”.
Моя семья тоже является большой, у меня 3 брата и сестра. Семейские считаются хорошими земледельцами и большими тружениками. С их приходом в Забайкалье, произошло настоящее чудо. Потому что, земли на которые их поселили считались не пригодными для земледелия, но уже через тридцать-сорок лет староверы преобразили окрестные пейзажи. И даже на горных склонах раскинулись пашни. Совсем недавно я была в Бичурском музее, и видела очень много орудий труда для обработки земли.
Поэтому переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавать излишки муки. Настало время, когда семейским захотелось увеличить свои земли. Началось переселение за Хилок, образовались новые села: Новостретенка, Матня, Алтачей и Покровка.
Вера.
Семейские старообрядцы из глубины веков донесли до нас русскую культуру, обычаи, традиции и веру.
С момента заселения в Бичуре было четыре церкви и четыре часовни. С приходом Советской власти, все изменилось: церкви были разгромлены, а иконы и рукописи сожжены. Но староверы как могли спасали духовные ценности.
Благодаря культуре сохранился еще фольклор, предметы быта, костюмы. Сохранились даже книги, по которым крестили. В моей семье все крещеные.
В 2000 году открылась в Бичуре Древлеправославная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Каждое село имеет свою манеру пошива костюмов. Семейский сарафан бывает повседневным и праздничным. На праздничный костюм нашивались яркие ленты, на сарафан подбирались более дорогие ткани: кашемир, канфа, а для рубахи- саржа, для станушки- ситец. Для пошива рубах выбирались ткани таких цветов, которые не сливаются ни с сарафаном, ни с запаном (фартук). На рубахах делали вышивки в виде треугольника, елочкой, на рукавах наблюдается шов зубчиками. Глухой ворот застегивался пуговкой, а сверху на пуговку одевалась запонка – большая, красивая брошь. Далее надевался подъюбник из черного сатина. Снизу сарафана подшивается подбойка. Ленты нашивали отличные цветом от сарафана, запана, рубахи и друг от друга. Сарафан опоясывался самотканым поясом с пестрыми геометрическими узорами. Поясом обхватывали стан женщины.
У не замужних женщин головным убором служил платок, а замужние носили кичку.
На груди женщины носили изобилие украшений: маниста, янтари (их носили богатые люди), бусы. В нашей семье сохранились янтарные бусы пра-пра-прабабушки, которым около 150 лет и сарафан прабабушки которому более 60 лет.
Мы обязаны сохранить и передать все это нашим потомкам.
Рубаха мужчины обычная, по-другому ее называли косовороткой.
В этих рубахах почти нет воротника, он заменен узкой полоской. Застегивается с боку на пуговки, либо посредине. Мужчины и молодые парни носили широкие пояса.
Многое в культуре семейских сохраняется, передается от старшего поколения младшему: это и народные промыслы, и народные костюмы, и, конечно же песни.
Песни пели раньше и поют сейчас. Созданы и создаются специальные ансамбли, которые сохроняют традиции семейского фольклора. Репертуар семейских песен очень велик, песни по звучанию красивы. В 2006 году в селе Бичура произошло знаменательное событие, к нам приехала «Играй гармонь» под руководством Заволокиных. В районе был большой праздник, принимали гостей из всех районов Республики.
Быт
Вот уже более двух с половиной веков на территории Бурятии проживают старообрядцы-семейские. Избы семейских - это высокие постройки. Рамы и карнизы во многих избах были украшены резьбой и раскрашены. А вот такие красивые дома сейчас.
Часто встречаются в семейских селениях пятистенки. «Пятистенки» отличаются от «Четырехстенок» тем, что пятистенка разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины.
Дом внутри разделялся на три части: передний угол, куть и запечье. В переднем углу стоял стол, над столом в углу помещалась божница, вся заставленная иконами старинного письма, распятьями. Вдоль стен стояли широкие деревянные лавки. Обязательной принадлежностью были цветы – это, в основном,герань. Семейские женщины очень чистоплотны, поэтому перед каждым праздником избы мыли не только внутри, но и снаружи.
Дворы и надворные постройки были просторными и удобными. Дворы были обнесены высоким забором, а входом служили «ворота под кабаном» точного происхождения такого названия никто не знает.
У всех семейских большое хозяйство и очень большие огороды, не исключение и мои бабушки в Бичуре, у них большие огороды.
В отменной чистоте содержится хозяйственная утварь. Все семейские женщины большие рукодельницы. Почти в каждом доме имелась самопрялка, женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из нее вязали. Моя бабушка до сих пор прядет шерсть, вяжет носки, а из полосок ткани- половики и круги.
Пища семейских отличалась простотой приготовления, но была очень сытной и полезной. Стряпали хлеб, булки, калачи, сдобные булочки, пирожки с разной начинкой. Заготавливали на зиму ягоды (брусника, смородина, черемуха). Собирали грибы, квасили капусту, также собирали сарану, мангыр – дикий лук. Вот некоторые блюда: парёнка – пшеница, пареная в русской печи. Затирка – кушанье из муки: затертое в яйцах и молоке. Щи – суп с капустой и мясом.
Я каждое лето отдыхаю у бабушек в Бичуре. Мне очень интересно общаться с ними и узнавать много нового о своих предках. Я помогаю бабушкам по дому, мы стряпаем хлеб, тарочки, пирожки.
Тема семейских очень интересна. У меня появилась хорошая возможность рассказать о том, что я узнала от своих бабушек и дедушек. Работа над этим проектом дала возможность проникнуться к историческим ценностям моего родного края.
Гимн Бичуры
Заключение.
В процессе проведённого исследования мы можем получить следующие результаты: накопление опыта, воспитание гражданственности и патриотизма, гражданина, знающего свои корни, развитие интеллектуального потенциала, активность, самостоятельность и творчество мышления, что влияет, в будущем, и на профессиональное самоопределение учащихся.
Литература.
Журнал о семейских Бичуры «Старообрядческая Бичура».
Журнал о семейских Бичуры «Фольклор Бичуры».
Журнал о семейских Бичуры «Добро пожаловать на семейскую кухню».
Районный краеведческий музей (фото).
Личные фото, костюмы, украшения, инвентарь семьи Федотовых, Белых.
Информация записана со слов:
Федотова Анна Ефимовна (бабушка), 1955г. с.Бичура.
Белых Анна Андреевна (бабушка), 1949г. с.Бичура.