Мастер-класс для родителей по ознакомлению с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 157
Презентация "Мастер-класс для родителей по ознакомлению с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Мастер-класс для родителей
по ознакомлению с игровым набором
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №38 «Улыбка»
Подготовила воспитатель
Гриценко Н.В.
Головоломка - один из наиболее интересных и доступных способов заниматься «зарядкой для ума» вместе с ребёнком.
Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» автора-составителя Ирины Ивановны Казуниной, поможет развивать у детей умственные и творческие способности через игры-головоломки, а также познакомить дошкольников с разными видами головоломок.
Авторы игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» руководствовались принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели.
В основе игрового набора использованы авторские разработки Владимира Ивановича Красноухова, кандидата технических наук, изобретателя многочисленных развивающих игр и механических головоломок, почётного члена Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок.
Задачи:
Познакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на плоскости, объемными, лабиринтами, словесными.
Учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм.
Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок.
Развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление.
Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировкув пространстве.
Развивать познавательный интерес, произвольное внимание.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Главная особенность головоломок – их универсальность: вне зависимости от возраста, ситуации и стадии обучения они эффективны для развития ребенка.
Головоломки позволяют весело и с интересом формировать логико- математические способности и математическую интуицию, сенсорные способности и речевые навыки .
Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур.
ВИДЫ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Геометрические головоломки на плоскости
Объемные головоломки
Головоломки – лабиринты
Словесные игры – головоломки
I уровень сложности (легкий)
III уровень сложности (сложный)
II уровень сложности (средний)
Логические игры-упражнения и игры-головоломки имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ
НА ПЛОСКОСТИ
Головоломка «Складушки» состоит из 9 квадратов-фишек в углах, которых нанесены разноцветные фрагменты ¼ круга. Основной целью игры является правильное расположение фишек, углы или стороны которых должны подходить друг другу.
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
Головоломка «Слагалица» состоит из коробочки и расположенных в ней 7 деревянных элементов.
Сущность игры для дошкольников – воссоздать на плоскости силуэты предметов и объектов «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создать новый образ.
Внимательно рассмотрите их с детьми. Предложите подумать, на какой предмет (объект) изображение похоже. Обратите внимание детей, из каких деталей «Слагалицы» состоит эта схема.
Предложите создать силуэт фигуры по схеме, используя необходимые детали игры-головоломки.
К игре «Собери по схеме» прилагаются силуэты фигур с контурным делением на части.
Пройдя подготовительный этап игр-упражнений перейдите к решению головоломки, для этого используйте сплошную заливку фигур.
Игры-упражнения с пуговицами
При выполнении игр-упражнений произойдет первичное знакомство с данным набором пуговиц, дети запомнят, чем они отличаются друг от друга (цветом, количеством дырочек), чем похожи (формой, размером, материалом).
Выполняя упражнения, дошкольники приобретут опыт выполнения заданий в соответствии с инструкциями, карточками-схемами и карточками–инструкциями.
Предлагаемые задания будут способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, мыслительных операций, мыслительной деятельности, что очень важно и необходимо при решении головоломок.
Выполнения игры-упражнения дети смогут приобрести уверенность в себе и в своих возможностях выполнять любые хитрые задания.
Условно мы разделили головоломки с пуговицами на 3 группы.
Первая группа – раскладывание пуговиц по заданным условиям.
Головоломка «РАЗЛОЖИ ПУГОВИЦЫ»
Инструкция: разложи 4 любых пуговицы на столе так, чтоб каждая пуговица касалась трех других.
Ответ:
Вторая группа – на перемещение пуговиц.
Головоломка «ПЕРЕМЕСТИ ПУГОВИЦЫ»
Инструкция: разложи пуговицы, как на карточке, чтобы получилась буква «Т». Перемести 1 пуговицу так, чтобы получилась буква Л.
Третья группа – раскладывание пуговиц по заданным условиям с опорой на карточки-инструкции.
Головоломка «РАЗЛОЖИ ПУГОВИЦЫ»
Инструкция: разложи 3 желтых пуговицы и 3 красных так, чтоб каждая желтая пуговица соприкасалась с 2 красными, но не соприкасалась с другими желтыми пуговицами. Усложнение: найди другие варианты решения.
Ответ:
Игру-головоломку «Репка», Владимир Иванович изобрел для своей внучки.
Она представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора на основе технологии смарт-тренинга для дошкольников.
ОБЪЕМНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
«Осенний кубик» включает в себя набор из 6 деревянных игровых элементов.
Для решения ставится конкретная цель – из ряда отдельных деталей определённой конфигурации собрать объёмную конструкцию, соединив все детали в прочный, не распадающийся узел.
Для поддержания интереса к решению игры- головоломки хорошо использовать прием тематического обыгрывания: дети могут собирать образы животных, предметы мебели, строения…
«Гала-куб» относится к объёмным играм-головоломкам, изготовленным из дерева.
Головоломка имеет 8 деталей разнообразной формы: три одинаковых элемента 1-ой группы, три элемента 2-ой группы и два кубика.
Создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3D- формате.
Решение объёмных игр-головоломок дело не лёгкое, но однажды столкнувшись с трудной задачей, важно помнить, что она развивает в нас интеллектуальные качества, учит связывать факты, отделять второстепенное от главного и принимать решения.
Решайте сами и получайте удовольствие поделившись игрой-головоломкой с другими.
Лабиринт – это великолепное упражнение для развития ребёнка, он ставит его перед выбором пути к достижению поставленной цели.
Чтобы пройти лабиринт, необходимо практически включить все психические процессы. Это и логическое мышление, зрительное восприятие, способность охватить лабиринт целиком, и применение ориентировки в пространстве, концентрации внимания, сосредоточенность и целеустремленность, а также задействование и мелкой моторики.
В процессе их решения дети имеют возможность найти выход из нестандартной ситуации, и не зависимо от размера и уровня сложности лабиринта, сущность его остается неизменной
– пройти по затейливым хитро переплетённым дорожкам и найти из него выход или добраться до обозначенного места.
ГОЛОВОЛОМКИ – ЛАБИРИНТЫ
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
Проходить лабиринты можно по-разному: «путем проб и ошибок» или, наоборот, полагаясь на логику выстроить зрительную дорожку и нарисовать ее.
Не важно, какой будет способ решения этой головоломки – важно, чтобы ребёнок, проходя каждый новый лабиринт, использовал те знания, которые уже были им получены при прохождении предыдущих.
Прохождение по лабиринту станет увлекательным, если вы сочините сказку или занимательный рассказ, разнообразите задания, придумав свои варианты заданий.
Постепенно, раз за разом, при первом взгляде на лабиринт ребёнок научится представлять возможный путь его прохождения. Даже, если до этого пройдёт какое-то время, результат вас приятно удивит!
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
Игра-головоломка «Да-нетки» одна из самых популярных, в нее с интересом и азартом играют как дети, так и взрослые.
Это загадки, которые необходимо распутать при помощи вопросов, ответы на которые однословные «да», «нет». Благодаря такому условию, произошло название игры.
Немаловажную роль в поисках правильной отгадки играет интуиция, способность искать верный путь.
«Да-нетки» позволяют детям научиться правильно формулировать вопрос, расширяют активный словарный запас, кругозор, развивают интуицию, воображение, воспитывают социально-коммуникативные навыки.
ДА-НЕТКИ
В играх предложены возможные варианты вопросов.
«Это число?»
Это число больше 10 (нет)
Это число меньше 5 (нет)
Это число больше 7 (да)
Это меньше 9 (да)
Какое число? Ответ:8
«Это овощ?»
Этот овощ растет в земле? (да)
У него съедобные вершки? (нет)
Он желтого цвета? (нет)
Он овальной формы? (нет)
Он с хвостиком? (да)
С ним варят борщ? (да)
Он бордового цвета? (да)
Ответ: свекла
Шарады
Слово «шарада» произошло от французского «charade» – слово, которое нужно найти. Чаще всего такая словесная игра-головоломка представлена стихотворным текстом.
Сущность ее – отгадать слово, которое состоит из двух (или нескольких) коротких слов (слогов, имеющих самостоятельное значение). В шараде дается описание каждой ее части (короткого слова), а потом – смысл всего слова.
С детьми можно играть в головоломки- шарады, предлагая как стихотворный текст, так и текст, написанный прозой.
«Шарады» учат детей объяснять значение слов, расширяют словарный запас, способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности, воспитывают волевые качества.
Когда меня ты открываешь, обычно воду наливаешь.
Но «Н» на «Б» смени скорей –
и обитатель я морей.
(КРАН – КРАБ)
Я у царей на голове привыкла восседать.
Я символ власти, красоты, при мне иная стать.
Но если «Н» на «В» сменить,
Я травку на лугу щиплю, и можете меня доить.
(КОРОНА-КОРОВА)
Загадки с подвохом.
Это интересные словесные головоломки, которые содержат непредсказуемые ответы. Чтобы отгадать такую головоломку, необходимо внимательно выслушать загадку, ответить не сразу, а подумать, опираясь на имеющиеся представления об окружающем мире.
Загадки с подвохом всегда вызывают положительные эмоции, азарт и удивление. Они интересны как взрослым, так и детям. Их легко придумать ребенку старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо объяснить ребенку принцип игры: содержание вопроса всегда не соответствует действительности. Далее, на примере готовой загадки с подвохом, взрослый вместе с детьми анализирует, спрашивая у детей, что неправильно в загадке, чего не бывает на самом деле. Так, дети понимают, как можно самим придумать загадку.
Загадки с подвохом развивают у ребенка внимание, сообразительность, чувство юмора, предпосылки к развитию нестандартного мышления.
Она песенки поёт
И орешки все грызет,
Смотрит вся толпа, дивится,
Это рыжая … ЛИСИЦА (БЕЛКА)
Был он бледным и зелёным,
А теперь вот – молодец:
Круглолицым стал и красным
Этот сочный … О̶Г̶У̶Р̶Е̶Ц̶
(ПОМИДОР)
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Дети, увлекающиеся головоломками способны решить любые жизненные задачи легко!
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому – И я пойму!