Презентация по теме "Сочинение-рассуждение ЕГЭ 2023 год" ( 11 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 130
Презентация "Презентация по теме "Сочинение-рассуждение ЕГЭ 2023 год" ( 11 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Сочинение –рассуждение ЕГЭ
2023 год
Рекомендации к выполнению задания 27
Учитель: Дворянчикова Е.Ф.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Формулировка задания 27
К 1- Формулировка проблемы исходного текста
Если проблема сформулирована верно- 1 балл
Неверно- 0 б.
(Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов )
Критерии оценивания сочинения
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями.
Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
К 2- Комментарий к проблеме
5 баллов
Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов
Позиция автора – 1 балл
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано- 1 Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)
Отношение к позиции автора – 1 балл
К 5- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения-2 балла
К 6 -Точность и выразительность речи – 2 балла
К7 -Соблюдение орфографических норм- 3 балла
К8- Соблюдение пунктуационных норм- 3 балла
К9 -Соблюдение грамматических норм – 2 балла
К10- Соблюдение речевых норм- 2 балла
К11- Соблюдение этических норм – 1 балл
К 12- Соблюдение фактологической точности – 1 балл
Итого -24 балла
Формулировка одной из проблем текста
Комментарий проблемы
Первый пример-иллюстрация с пояснением к нему
Второй пример-иллюстрация с пояснением к нему
Связь примеров и ее анализ
Авторская позиция
Выражение отношения экзаменуемого к авторской позиции (согласие или несогласие) и аргументация этого отношения
Вывод
План сочинения
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, над которым размышляет автор.
Необходимо чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Чтобы попасть в проблему, нужно уметь анализировать текст, обращать внимание на ключевые слова, на примеры, которые приводит автор, ведь именно из них и вытекает проблема, очень важно определить позицию автора, то есть его взгляд, его точку зрения на проблему.
Сформулировать проблему можно двумя способами.
Удобнее это сделать в виде вопроса: Каким должно быть отношение к родному языку? Тогда формулировка авторской позиции будет ответом на этот вопрос.
Второй путь –в форме родительного падежа ( проблема чего?): проблема отношения к родному языку.
Характеристика элементов сочинения
Вы очень хороший человек, Николай Степаныч, — говорит она. — Вы редкий экземпляр, и нет такого актера, который сумел бы сыграть вас. Меня или, например, Михаила Федорыча сыграет даже плохой актер, а вас никто. И я вам завидую, страшно завидую! Ведь что я изображаю из себя? Что?
Она минуту думает и спрашивает меня:
— Николай Степаныч, ведь я отрицательное явление? Да?
— Да, — отвечаю я.
— Гм... Что же мне делать?
Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить.
Потренируемся! Как найти проблему в тексте?
Мои товарищи, терапевты, когда учат лечить, советуют «индивидуализировать каждый отдельный случай». Нужно послушаться этого совета, чтобы убедиться, что средства, рекомендуемые в учебниках за самые лучшие и вполне пригодные для шаблона, оказываются совершенно негодными в отдельных случаях. То же самое и в нравственных недугах.
Но ответить что-нибудь нужно, и я говорю:
— У тебя, мой друг, слишком много свободного времени. Тебе необходимо заняться чем-нибудь. В самом деле, отчего бы тебе опять не поступить в актрисы, если есть призвание?
— Не могу.
— Тон и манера у тебя таковы, как будто ты жертва. Это мне не нравится, друг мой. Сама ты виновата. Вспомни, ты начала с того, что рассердилась на людей и на порядки, но ничего не сделала, чтобы те и другие стали лучше. Ты не боролась со злом, а утомилась, и ты жертва не борьбы, а своего бессилия. Ну, конечно, тогда ты была молода, неопытна, теперь же всё может пойти иначе. Право, поступай! Будешь ты трудиться, служить святому искусству...
— Не лукавьте, Николай Степаныч, — перебивает меня Катя. — Давайте раз навсегда условимся: будем говорить об актерах, об актрисах, писателях, но оставим в покое искусство. Вы прекрасный, редкий человек, но не настолько понимаете искусство, чтобы по совести считать его святым. К искусству у вас нет ни чутья, ни слуха. Всю жизнь вы были заняты, и вам некогда было приобретать это чутье.
— Ты все-таки не ответила мне: отчего ты не хочешь идти в актрисы?
— Николай Степаныч, это, наконец, жестоко! — вскрикивает она и вдруг вся краснеет. — Вам хочется, чтобы я вслух сказала правду? Извольте, если это... это вам нравится! Таланта у меня нет! Таланта нет и... и много самолюбия! Вот!
Сделав такое признание, она отворачивает от меня лицо и, чтобы скрыть дрожь в руках, сильно дергает за вожжи.
Антон Павлович Чехов.
Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Комментарий проблемы
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
▪ Автор не случайно приводит слова (кого): «Цитата».
▪ Автор разделяет мнение (кого)….
▪ Автор спорит (с кем)…
▪ Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
▪ Особого внимания заслуживает мнение автора о…
Шаблонные фразы к примерам
Писатель изображает (кого, что)…
▪ Герой говорит: «Цитата».
▪ Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
▪ Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
▪ Симпатии автора на стороне героя, который…
Шаблонные фразы к примерам
Писатель хочет сказать, что…
▪ Этот пример показывает, что…
▪ Смысл этого высказывания в том, что…
▪ Эти слова убедительно доказывают, что…
▪ Я думаю, этим примером автор хотел показать…
▪ Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Пояснение к примерам
Автор не случайно обращает наше внимание на…
▪ Поступок героя показывает, что…
▪ Слова (мысли) героя позволяют понять….
▪ Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
▪ Эти события автор описывает, чтобы…
Пояснение к примерам
Рассуждая над этим вопросом, автор сравнивает дилетантов с настоящими художниками. По его мнению, дилетантом можно назвать того, кто начал заниматься искусством на уровне хобби и склонность к творчеству у которого появилась неожиданно. В подтверждение своих слов писатель приводит пример деревенской старушки, увлекшейся живописью и нарисовавшей несколько неплохих картин, которые даже выставили в галерее. Однако Е.Гришковец отмечает, что эти работы не будут иметь никакого отношения к произведениям великих художников. Писатель также убежден в том, что все дилетанты увлечены исключительно творческим процессом, они “получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения”. Этим примером автор хочет показать, что любитель – это обычный человек, который лишь на определённом жизненном этапе увлекся творчеством и никогда не станет настоящим.
Примеры - иллюстрации+ пояснение
По тексту Е. В. Гришковца (Что делать человеку, который вдруг обнаружил …)
Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
Что ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ автор?
РАСКРЫТЬ противопоставление, опираясь на 1 и 2 примеры.
Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? / Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид смысловой связи? / ДЛЯ ЧЕГО/С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ автор использует указанные смысловые отношения?
ПЛАН анализа смысловой связи примеров «ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ»
Приведённые примеры ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ друг другу.Они показывают РАЗНЫЙ ВЗГЛЯД (на что?) / отражают ПРОТИВОРЕЧИЯ (между чем?) / демонстрируют РАЗНИЦУ во взглядах героев и т.п.Мы видим, что, с одной стороны, (1 пример), а с другой стороны, (2 пример).Данный / этот / указанный / вышеназванный вид связи примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?).
Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию!
По тексту Д. А. Гранина (Дождь застиг Лосева …) 2021Эти примеры противопоставлены друг другу. Зачем это необходимо автору? Так автор создаёт явный контраст между возможным пониманием произведений искусства, между логикой и эмоциями в восприятии. Причём всё это происходит с одним человеком. Это важно понимать. Что же тогда ожидать от разных людей?
Шаблон
По тексту Е. В. Гришковца (Что делать человеку …) 2022
Приведённые примеры противопоставлены друг другу и показывают разное отношение людей к творчеству: для одних это всего лишь разновидность досуга, для других – дело всей жизни. При помощи контрастности автор подчёркивает существенную разницу между дилетантами и творцами, чтобы заострить внимание читателей на настоящих художниках, ведь именно они являются создателями подлинных шедевров.
Образец
Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
Чем ОБЪЕДИНЕНЫ / СВЯЗАНЫ примеры? /
Что между ними ОБЩЕГО? /
Что демонстрируют?
Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? / Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид связи примеров? / С какой ЦЕЛЬЮ автор связал примеры, используя указанные смысловые отношения?
ПЛАН анализа смысловой связи примеров «ДОПОЛНЕНИЕ»
Приведённые примеры ДОПОЛНЯЮТ друг друга. Они РАВНОЗНАЧНЫ / ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ / ТОЖДЕСТВЕННЫ / СХОДНЫ ПО СМЫСЛУ, так как ОБЪЕДИНЕНЫ (чем?) / СВЯЗАНЫ (чем?) / ОБА ДЕМОНСТРИРУЮТ (что?).Сочетание данных примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?)
Шаблон
По тексту Ч. Т. Айтматова (Конец лета и начало осени …)
Данные примеры дополняют друг друга. Они равнозначны, так как оба демонстрируют проявление родительской любови. Более того, второй пример усиливает первый, показывая, на какие жертвы готовы пойти родители ради счастья своих детей. Всё это позволяет автору более полно создать образ идеальной семьи.
Образец
Это ответ на поставленный вопрос в проблеме текста.
Что хотел сказать автор нам, читателям, чему научить?
Формулировка проблемы и формулировка авторской позиции должны представлять собой вопросно-ответное единство:
Проблема: Каким должно быть отношение к родному языку?
Авторская позиция: Отношение к родному языку должно быть бережным и уважительным.
Автор утверждает, считает, подводит читателя к выводу, уверен, позиция автора заключается…
Позиция автора
Без опоры на читательский и жизненный опыт умозрительная аргументация выпускников часто поверхностна и однобока. Поэтому целесообразно подтвердить доказательства литературным примером или примером из жизни.
При этом нужно помнить, что этот пример должен быть связан с проблематикой текста и не подменять собой аргументацию экзаменуемого, а лишь удостоверять верность его логических построений. Литературный пример – это не пересказ, а анализ под углом проблемы текста.
Пример из жизненного опыта должен быть социально значимым!
Обоснование своего мнения
Это итог работы, поэтому не нужно повторять ничего из уже сказанного или уклоняться от главной мысли, которая доказывалась в сочинении.
В выводе не могут появляться новые аргументы.
Вывод не может начинаться словами «я считаю», «по моему мнению» и т.п.: так вводится собственная позиция.
Не стоит также поучать экспертов, рассказывать, что они должны и чего не должны делать в жизни.
Вывод