"Балтийский флот при Петре I"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 144
Презентация ""Балтийский флот при Петре I"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
18 мая (7 мая по старому стилю) — День Балтийского флота.
В этот день 317 лет назад отряд русских лодок под командованием Петра I в устье Невы взял на абордаж шведские суда «Астрильд» и «Гедан». С этой победы ведет свою историю и боевую летопись Балтийский флот. В течение всего своего существования он надежно обеспечивает выход России к Балтийскому морю и ее многообразные связи с государствами на всех континентах планеты.
II
Имя Петра Великого всегда связывали прежде всего с Балтийским флотом.
Здесь в суровых условиях закалялись характеры русских флотоводцев, а матросы-балтийцы во все времена были примером мужества для всей армии государства. Именно Балтфлот на протяжении десятилетий стоял на страже северной столицы России. Для Петра Балтика была особенно дорога, как место рождения и становления морского щита Российского государства.
III
Во время длившейся 21 год тяжелой Северной войны Россия прочно укрепилась на берегах Финского залива, и построила сильный военный флот, который прошел боевую закалку в сражениях с флотом Швеции — одной из сильнейших морских держав того времени.
IV
В начале 18 века парусные корабли явно захватывали лидерство, парусные линкоры были показателем мощи флота, постоянно возникали новые конструктивные решения. Тем удивительнее выглядит решение Петра о постройке большого количества гребных судов наряду с так востребованными линкорами и фрегатами.
V
И он понимал, что для действий в шхерах [архипелаг из мелких скалистых островов] для корабля очень важна маневренность и удобство в управлении. Конечно, для генеральных сражений нельзя было обойтись без хотя бы нескольких 42-пушечных (как минимум!) кораблей. Но война — это не просто стычка главных сил «лоб в лоб». Это сложнейший комплекс действий, направленных на достижение цели. И галерный флот прекрасно вписывался в планы Петра.
VI
После Полтавской битвы 1709 года, где шведы потерпели разгромное поражение, Петр I предпринимает активные наступательные действия на Балтике.
Была произведена постройка 646 кораблей (парусных и гребных) для Балтийского флота в период 1701 — 1725 гг. Интересно, что за границей было заказано только 35 из них — 5% от общего числа. Какой успех для страны, которая только 30 лет назад построила свой первый полноценный парусный военный корабль!
VII
Оценка русского флота на Балтике, данная в 1708 году английским послом Витвортом: 12 линейных кораблей (372 орудия и 1540 человек экипажа), 8 галер (64 орудия и 4 тысячи человек экипажа), 6 брандеров и 2 бомбардирских корабля, более мелких боевых кораблей, судов снабжения, транспортников, воспомогательных кораблей – около 305.
VIII
Гребные суда составляли солидную часть флота. Строились галеры (длина — 35—40 м, ширина — 5—6,7 м, осадка — 2,7 м, экипаж — 400 человек, 3-5 пушек и фальконеты, 28-32 пары весел), которые были конструктивно переработанными под специфику Балтики венецианскими средиземноморскими галерами.
Скампавеи обычно были еще меньше и использовались (как и галеры, впрочем) в качестве транспортных судов и для абордажа вражеских кораблей. Интересно, что в период с 1710 по 1714 год было построено 238 кораблей, из них гребных — 177!
IX
Первым полноценным военным парусным судном на Балтике стал фрегат "Штандарт". 27,5-метровый корабль нес на борту 28 пушек. Он был построен на Свирской верфи в августе 1703 года и заметно усилил Балтийскую флотилию, до этого состоявшую из гребных галер.
Принимал участие в охране Санкт-Петербурга с моря во время Северной войны.
X
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.
XI
Корабль, построенный по чертежам самого Петра. Ингерманланд — один из лучших линкоров Балтийского флота в истории. Заложен в 1712 году, спущен на воду в 1715 году. Водоизмещение порядка 1800 тонн, длина 46 метров, ширина 12,5 метров, осадка 5,6 метров. Вооружение — 64 орудия, экипаж — 470 человек. Петр так характеризовал линкор:
«Ингерманланд» на парусах зело изрядный, так что лучше его нет, и только не отстают от него братья его; а приемыши все назади…».
XII
Царствие Петра Великого — это особенная веха в истории России. Молодой царь сумел вывести свое государство в лидеры Европы и превратить непонятное для иностранцев Московское царство в Российскую империю. Конечно, преобразования политические, военные, экономические очень важны. Именно они определили облик страны на многие столетия вперед. Но личность Петра не менее важна и не менее интересна. Только изучив характер смелого реформатора, увидев его не только на престоле, а и в повседневной жизни, можно понять насколько невероятными были эти реформы. Правителей-флотоводцев было множество, но едва ли найдется в мировой истории царедворец, умевший не только управлять кораблем, но и построить его. Истинная фанатичность и преданность делу — вот главные черты Петра. И главные его заслуги
XIII