Презентация по литературе на тему " Анализ стихотворения А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (11 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 147
Презентация "Презентация по литературе на тему " Анализ стихотворения А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (11 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
«Вхожу я в темные храмы» (1902)
А. Блок
Анализ стихотворения
Произведение было написано 25 октября 1902 года. В этот период между поэтом и Любовью Менделеевой, с которой у него был роман, сложилось недопонимание — несовпадение мировидения.
Стихотворение значит многое для поэта, свои внутренние переживания он вкладывает в произведение. Первый период творчества Александра Блока (1900 – 1903) тесно связан с его влюбленностью в Любовь Менделееву. Практически все стихи этого времени входят в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», воплощением которой и является возлюбленная поэта.
Творческая история: Выбор жанра. Традиция. Цензура
Жанр – лирическое стихотворение. Это короткое, эмоционально выразительное стихотворение с песенным характером, которое рассказывается от первого лица
Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанности.
Александр Блок достаточно часто сталкивался с наложением цензур на свои произведения. Он считал, что цензура не может помешать великому делу поэзии
Основная тема
Тема – влюблённость лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность. Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.
В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.
Смысл стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» можно найти в предлагаемом автором решении выдвинутой проблемы. Свои сомнения в любви лирический герой преодолевает чистой верой!
Смысл названия
«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.
Лирический сюжет и его движение
В лирическом сюжете крайне мало земного. Перед героем стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит. Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера — это вера в Святую и Милую.
В композиционном плане стихотворение состоит из трех частей. В первой части, так называемом вступлении, герой пребывает в смятении. Он сомневается, на самом ли деле его любимая и есть тот божественный образ, который он создал в своем воображении. Лирическая вторая часть – это вполне земное, обычное изображение возлюбленной. Третья часть наполнена таинственными образами, описанием красоты любимой женщины, ее неповторимости и божественности. Последняя строфа полностью посвящена образу Прекрасной Дамы.
Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое. Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда. Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.
Особенность стихотворения состоит в том, что в нем успешно сочетаются два жанра – любовная и духовная лирика, навеянная философским учением Соловьева. Также этому стихотворению подходит жанр послания, так как все чувства и эмоции героя адресованы конкретному образу.
Лирический герой
Лирический герой – это влюблённый юноша, находящийся в постоянном поиске идеалов. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — это «автобиографический» цикл, совпадающий со всеми событиями жизни автора того времени. Лирический герой именно этого стихотворения полон надежд и веры, он воодушевлен.
Основными образами стихотворения являются «темные храмы» и «Прекрасная Дама». «Она» является воплощением вселенской доброты, красоты и чистоты, к которой стремится автор, она дарит всё это «земному» миру, которому не хватает как раз-таки этих добродетелей. Можно предположить, что «темные храмы» — это метафора. Автор называет жизнь «темным храмом», в котором он ждёт свою единственную, «в мерцаньи красных лампад».
Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…».
Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.
«Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
Настроение стихотворения тихое, оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда.
В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.
«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»
В любви нет логики и доказательств. Мы всегда воспринимаем чувства на веру и должны отдаться этому ощущению без колебаний.
Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник ( в строках совпадает только число ударных слогов) на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой. Аллитерация: «шипящие» и «звенящие» согласные в произведении подчеркивают тишину пространства, таинственность происходящего.
Эпитеты: «темные храмы», «бедный обряд», «Прекрасная Дама», «красные лампады», «высокая колонна», «озаренный образ», «Величавая Жена», «высоко бегут», «ласковы свечи», «отрадны черты». Метафора: «Вечная Жена». Олицетворение: «бегут по карнизам улыбки, сказки и сны». Архаизмы: «риза». Диалектизм: «лампада». Анафора: «О, я привык к этим ризам…»«О, Святая , как ласковы свечи…» Эллипсис: «Милая – Ты.». Экспрессивная лексика: «О, я привык к этим ризам…»