Презентация "Подходы к понятию "Физическое насилие"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 146
Презентация "Презентация "Подходы к понятию "Физическое насилие"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Подходы к понятию физического насилия
физическое насилие - реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека, выражающееся по характеру воздействия в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов. (Демьяненко И.И.)
физическое насилие – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ), которое причиняют ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, нарушает нормальное его развитие или создает реальный риск такого нарушения. (Ондар И.Ю.)
Формы физического насилия
Избиения
Пощечины, подзатыльники, шлепки
Порка
Нанесение травм, ожогов
Вырывание волос
Обращение с детьми без учета их возрастного развития
Изоляция с ограничением свободы
Фиксация в неудобной позе
Причины физического насилия
(по И.А. Алексеевой и И.Г. Новосельскому)
Медико-психологический подход
Личностные особенности родителей
Семейная история родителей
Алкоголизм и наркомания родителей
Психические заболевания родителей
Социологический подход
Бедность
Скученность
Неудовлетворенность собой и жизнью в целом
Безработица
Ситуационный подход
Особенности поведения ребенка
Несоответствие ребенка ожиданиям родителей
Наличие соматических или психических заболеваний у ребенка
Гиперактивность, неусидчивость ребенка
Нарушение отношений в семье (ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу и т.д.)
Факторы риска физического насилия
Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом
Семьи с низким материальным уровнем жизни
Семьи, где есть усыновленные дети
Неполные или конфликтные семьи
Многодетные семьи
Факторы риска, связанные со здоровьем родителей
Алкоголизм одного или обоих родителей
Умственная отсталость родителей
Душевные заболевания
Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками
Раздражительность, агрессивность
Сниженный уровень самоконтроля
Стремление к доминированию
Неуверенность в собственных силах, неадекватность самооценки
Нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку
Неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка
Искаженное восприятие ребенка
Преувеличение ценности физических наказаний
Собственный детский опыт, связанный с насилием
Факторы риска, связанные с особенностями ребенка
Гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания
Нелюбимый или «нежеланный ребенок
Физические и психические отклонения
Признаки физического насилия
(по Р. Соонетс)
Следы от ударов предметами, следы от ожогов или укусов, следы связывания, следы от ногтей или от давления пальцами
Умерший ребенок с признаками насилия
Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений
Необъяснимо возникшие кровоподтеки, шрамы, повреждения внутренних органов, переломы, вывихи, раны
Страх при приближении родителя к ребенку, страх перед уходом из школы/д.сада домой или, наоборот, перед уходом в школу/д.сад
Пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность, необъяснимые изменения в поведении
Учащение случаев причинения себе вреда, застывший испуганный взгляд, побег из дома, избегание физического контакта
Отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах в школе
Особенности поведения жертвы – ребенка при физическом насилии
Факты, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку
родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка
описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, дает противоречивые объяснения
в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу
известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию
известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой или вспоминал прежние насильственные действия
родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию
Возраст до 3 лет:
боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Особенности поведения взрослых, совершающих насилие
— противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей
— обвинение в травмах самого ребенка
— позднее обращение или отсутствие обращения за медицинской помощью
— отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком
— неспровоцированная агрессия по отношению к ребенку
— большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям
Последствия физического насилия
В раннем возрасте:
травматические стрессовые реакции;
подозрительность и недоверие;
нарушение развития и познавательной сферы;
нарушения ЦНС;
физические повреждения.
В дошкольном возрасте:
задержка психического и физического развития;
низкая самооценка;
антисоциальное поведение;
чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности;
пассивность, заискивающее поведение;
тревожное поведение.
Направления помощи семье, в которой ребенок пострадал от физического насилия
Игровая терапия
Песочная терапия
Рисование
Сказкотерапия
Для ребенка
Игра служит символическим языком для самовыражения ребенка, ребенок находится в комфортной для себя ситуации и, используя различные игровые предметы, ребенок может более адекватно показать, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к разным событиям своей жизни.
Игровая терапия
С помощью песочной терапии у ребенка есть возможность избавиться от психологических травм, у него формируется ощущение контроля над своими внутренними побуждениями. Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития ребенка.
Песочная терапия
Занятия рисованием служат надежным средством устранения травматических переживаний ребенка, пережившего физическое насилие, и способствуют улучшению его состояния. Проблемы находят символическое выражение в рисунках и в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.
Рисование
С помощью сказок у ребенка формируются необходимые знания и навыки, благодаря которым дети учатся справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как модель для подражания. Сказки позволяют косвенно подойти к вопросам, болезненным для ребенка, а также помочь в символической форме выразить и отреагировать тяжелые чувства.
сказкотерапия
Направления психологической помощи для родителей
Нормализация психологического состояния родителей
Обучение позитивным родительским навыкам, повышение родительской компетенции
Воздействие на причину, создающую неправильную обстановку в семье
Улучшение взаимоотношений между членами семьи
Профилактическая работа
Ранняя диагностика
Просвещение родителей
Стендовая информация
Выступление на родительских собраниях
Проведение родительских клубов
Выпуск газет внутри образовательного учреждения
Индивидуальные беседы и консультации
Опросники и анкеты
Наблюдение педагогов за детьми в классе
Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений
Проективные рисуночные техники