Презентация на тему "Римская философия"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 144
Презентация "Презентация на тему "Римская философия"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Римская философия сложилась под влиянием древнегреческой философии, особенно эллинистического периода. Ее главной задачей являлось не исследование сущности вещей и обсуждение метафизических проблем, а решение проблем достижения высшего блага, счастья, выработка нравственных норм жизни.
Особое развитие римская философия получила после приезда в Рим в 155 г. До н.э. афинского посольства, положившее начало широкому распространению стоицизма, эпикуреизма и скептицизма. Из них наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков. Значительный успех стоицизма на римской почве объясняется прежде всего тем, что римляне в массе своей были стоиками. В философии их интересовало лишь одно: насколько та или иная философия созвучна их умонастроению и может помочь им в жизни, насквозь пронизанной идеей государства и права.
Некоторые представили
Основную цель жизни Сенека видит в выработке абсолютной невозмутимости духа. Его этика индивидуалистична, но этот индивидуализм он пытается связать с задачами общества и государства. Общество, по его мнению, является естественным учреждением, установленным природой, а отдельные люди – члены этого великого целого. Первой обязанностью индивида является поэтому не нанесение вреда членам общества, а гуманное отношение даже к рабам, поскольку они являются людьми. Спасение общества Сенека видит в самоограничении и умеренности. Основными выводами этики Сенеки являются – осуждение пороков своего времени, идея нравственного воспитании я человека и укрепление его воли, направленной против чувственных соблазнов и превратностей судьбы.
Сенека считал, что природа представляет собой круговорот одушевленной материи, в которой все подчиняется строгой необходимости, носит фаталистический характер. В мире господствует неумолимый закон природы – Судьба. Для Сенеки Судьба – это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Никто не может ее изменить. Отсюда – покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Счастье жизни заключается в том, чтобы жить согласно с природой и присущей ей разумной необходимостью.
Ярким представителем римского стоицизма является Эпиктет, который ограничивался устным преподаванием и ничего не писал. Поучения Эпиктета – «Рассуждения Эпиктета», «Дружеские беседы Эпиктета» – были записаны его учеником Флавием Аррианом. От своих учеников он требовал не простой любознательности, а претворения философии в жизнь. Он говорил: «Чего же я хочу? Познать природу и ей следовать».
Согласно Эпиктету, добродетель и нравственное поведение состоят в умении жить согласно природе. Человек не может изменить ход вещей, поэтому чтобы быть счастливым, он должен изменить лишь свое отношение к ним, стать духовно независимым от внешних благ. Поскольку человек является разумным животным, то он должен заботиться о душе и не цепляться за тело, имущество, славу. Высшая цель человека – следовать божественному закону, разуму. Эпиктет допускает божественное провидение, рок и разумное гармоническое устройство вселенной.
С 3 века в Средиземноморье складывается ситуация, в которой Рим, становясь сильной
державой, задаёт направление античной философии, приходя на смену древнегреческой.
Города континентальной Греции попадают под влияние Рима.
В римской философии на первый план выходит платонизм, который растворяется в
эпикуреизме, скептицизме и стоицизме
Благодаря экспансионной политике Римского государства, формируется обширные рамки
римского мышления. Особенно успешно развиваются политические и юридические концепции
и учения, имеющие в своём начале древнегреческие корни.
Общей чертой древнеримской философии является выдвижение на первый план этики,
которая связана с правильным и счастливым образом жизни.
Каждая школа этого периода разрабатывает свое представление о совершенстве и свой образ
мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с
фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает
специфический характер.
История стоицизма
Выделяют три этапа:
Древняя стоя (III-II вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский.
Средняя стоя (II-I вв. до н.э.) Представители: Панетий Родосский (180-110),
Посидоний (135-51). Именно они перенесли стоицизм в Рим.
Поздняя стоя или римский стоицизм. Это явление сугубо этическое. В I-II вв. н.э. он существовал одновременно с иудео-христианской традицией, что оказало влияние на формирование христианской доктрины.
Стоицизм
Наиболее яркими фигурами стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк
Аврелий. От Сенеки остались сочинения на латыни. Эпиктет, который был греческим рабом,
не оставил после себя каких-либо письменных источников. Марк Аврелий – римский
император, оставивший сочинения на греческом языке.
Стоицизм можно назвать «религией» римской аристократии. Каким образом достичь
счастья, и как оно соотносится с добродетелью? Эти вопросы стояли перед представителями
стоицизма.
Счастье – это жизнь, согласованная с природой. Счастье – это явление индивидуальное.
Человеческая природа совершенна, поэтому она содействует природу целого.
Совершенствовать можно лишь природу конкретного человека, одновременно совершенствуя
природу в целом. Усмотрение истины всегда связано с преображением самого себя.
Невозможно узреть истину, не преобразив своего бытия.
Стоики разделяли представления Аристотеля о человеке как о существе полисном и логосном.
Логос является неизменным основанием всего. Он же определяет совершенство мира и
человека. Человек должен жить согласно логосу. Человек есть космополит. Он должен жить
сообразно с логосом природы. Космополитизм – понятие, берущее начало в стоицизме. Полис –
это копия государства вселенского.
От стоиков берет свое начало суждения о макрокосме и микрокосме. Микрокосм повторяет
макрокосм.
Квинт Энний утверждал, что римлянин – это тот, кто выше всего ценит свободу, благородство,
благочестие.
В римской культуре человеческая судьба мыслится как фатализм. Человек актуализирует ее
тогда, когда достигает своей цели, когда становится самим собой. Это и есть благочестие и
высшее проявление свободы. Человек должен служить долгу и исполнять свой fatum, не
поддаваясь аффектам. Всякая любовь лежит вне понятий о чести и долге. Идеи гуманизма
европейское Возрождение черпает в Античности. Римский концепт гуманизма связан с
переосмыслением роли человека, его культивирование.
Римляне впервые открывают мир как историю.
Страх о самом главном – это страх перед смертью. Его нельзя рассматривать, не постигнув
природы. Соответственно, и наслаждение невозможно без постижения природы. Стоики
допускали самоубийство, поскольку философия есть умирание. Стремясь к вечному, мы
стремимся к смерти.
Эпикуреизм
Основатель - Эпикур.
Школа Эпикура – единственный пример атомизма в римской философии. Один из
представителей эпикуреизма был Тит Лукреций Кар. Он соотносит свои учения с учениями Демокрита и Эпикура.
Это философское направление довольно долго просуществовало в римской культуре. Это было весьма влиятельное направление до 313 года, до прихода христианства. Далее оно жестоко вытеснялась представителями христианства
Скептицизм
Другое не менее важное течение в древнеримской философии. Представитель – Энесидем из
Кносса. На его учение оказало большое влияние древнегреческого скептицизма Пиррона.
Основным мотивом скептицизма Энесидема было противостояние догматизма ранних
философских концепций.
Он уделял внимание противоречивости теорий других философов. Его скептические воззрения
пришли к выводу, что невозможно высказать никаких суждений касательно реальности,
которые основываются на ощущениях. Это усомнение в правоте самых влиятельных теорий
всей античной философии. В период младшего скептицизма выделяют фигуру Секста
Эмпирика, который шёл тем же путём сомнения как греческой философии, так и математики,
риторики, грамматики.
Основные попытки скептицизма – доказать, что это направление есть оригинальный путь
философии, не смешанный с другими философскими тенденциями.
Обширное значение в древнеримской философии приобретает эклектицизм. К этому течению
относят многих значительных личностей политической и римской культуры, таких как
Цицерон. Представители этого направления владели огромным количеством знаний. Это
настоящие энциклопедисты своей эпохи. В основе эклектики лежало собрание, объединение
разных философских школ, которые единились концептуальным подходом. Эклектицизм
формировался на базе академической философии, который охватывал знания от учений о
природе, до учений об обществе.
В поздний кризис римского государства появляется критика рационального познания мира
,что привело к мистицизму, с усилением христианизации. Начинает усиливаться концепт
римского Неоплатонизма. Это последнее цельное течение в заключительном этапе
существования Римской империи. Это рефлексия на разлагавшиеся социальные отношения