Презентация "Проблемы развития речи в норме"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 146
Презентация "Презентация "Проблемы развития речи в норме"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет «Психология, педагогика и дефектология»
Кафедра «Дефектология и инклюзивное образование»
Презентация на тему:
«Проблемы развития речи в норме»
по дисциплине:
«Методы нейропсихологической реабилитации в комплексном сопровождении лиц
с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила магистр 1 курса Калимбетова Ю.А.
Группа МЗКЛ 11
Номер зачетной книжки 2151667
г. Ростов-на-Дону
2022 г.
Содержание
Введение
1.Место и роль речи в психической сфере.
2.Связь речи с психическими процессами.
3.Функции речи.
4.Психофизиологическая и мозговая основы речи.
5.Психологическая структура порождения высказывания.
6.Виды и формы речи.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания специалиста когда он обращается к проблеме речевого развития.
1. Место и роль речи в психической сфере
Речь организует, связывает и перестраивает все высшие психические функции.
Речь играет определяющую роль в развитии человека и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом. Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются основой сенсорного развития.
2.Связь речи с психическими процессами.
Психические процессы - наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики.
Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что
восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а
внимание без мышления.
Психические процессы
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Речь
Воображение
3. Функции речи
Речь – это психический процесс. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (язык). Речь, как и любой другой психический процесс ,невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы).
Движущая сила развития речи - потребность в общении, как правило, возникающая в деятельности.
И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления.
4.Психофизиологическая и мозговая основы речи.
Психофизиологическая организация речи - это систематизированная совокупность мозговых структур и психических процессов, благодаря которым человек является способным воспроизводить речь (осуществлять речевую деятельность).
Психофизиологической основой речи является совместная работа ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно: задне-лобных, нижне-теменных, височных, задне-височных-нижне-теменных-передне-затылочных (зона ТРО), а также совместная работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов), проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы. Важное значение имеет состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, а также координация дыхания и произношения звуков.
Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов)составляет
психофизиологическую основу речи.
Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов.
Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.
5.Психологическая структура порождения высказывания.
Структура порождения речи представлена тремя уровнями ее организации :
психологическим
лингвистическим
психофизиологическим (сенсомоторным).
Психологический уровень
обеспечивает намерение высказывания, его мотив, создает замысел, психологическую программу высказывания, предикативность. На этом уровне формулируются с помощью внутренней речи общие смыслы, образы, понятия. Эти психологические образования формируются раньше, чем они получат свое выражение в слове, или во фразе, или в высказывании.
Порождение высказывания (или устная экспрессивная речь) представляет собой сложный процесс. Л. С. Выготский писал: «...то, что в мыслях содержится симультанно, то в речи развертывается сукцессивно».
Внешняя речь
Устная
Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми.
Монологическая речь – когда
говорящий в течение относительно
длительного времени излагает свои
мысли, не будучи прерываем
другими людьми (лекции, доклады,
устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.)
Диалогическая речь - разговор, в
котором участвует не менее двух
собеседников (беседа, всегда связана
с необходимостью отвечать на
вопросы или реплики собеседников).
Внешняя речь
Письменная
Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной.
Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации.
Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного
языка.
Внутренняя речь
Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Не является средством общения.
Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах.
Заключение
Речь - это сложный процесс, включающий в себя различные аспекты. В основе всего вербального развития человека лежит коммуникативная функция речи. Становление устной речи происходит как становление деятельности. Мозговые механизмы речи в период овладения ею носят интегративный характер, т.е. приобретается речь за счет работы мозга в целом. Постепенно отдельные речевые функции получают локализацию в тех или иных отделах мозга. Что в конечном итоге дает людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.
Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.—С. 30-33, 37-56.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С.228-231.
3. Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. 2004. №3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2004/n3/Marjutina.shtml
4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — Глава 2.