Васильева Мария Спортивные способности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 152
Презентация "Васильева Мария Спортивные способности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Спортивные способности
Студентка специализации «Педагогическая психология» Мария Васильева
при участии доцента А. А. Лытко
Презентация сделана в программе WPS Office
Содержание
Феномен спортивных способностей
Проблема зависимости успешности спортивной деятельности от способностей
Ииндивидуально-психологические особенности личности
Методы работы для распознания одарённого ребёнка
https://img2.freepng.ru/20180222/thw/kisspng-advertising-poster-ink-style-running-man-5a8f4438908933.454947451519338552592.jpg
01
Феномен спортивных способностей
https://www.gooddoctor.ru/uploads/blog/blog_post_471/sport-deti.jpg
Способности – это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [2].
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению [1].
https://img.freepik.com/premium-photo/studio-shot-two-men-professional-judo-athletes-training-isolated-white-background_680097-156.jpg?w=2000
общие способности
специальные способности
При рассмотрении психологической структуры способностей В. М. Волков [3] выделяет следующие компоненты:
Общий, характеризующий качества, которые присущи всем людям
Специальный, отображающий способности к избранной деятельности при выполнении специфических действий
Индивидуальный, связанный с проявлением индивидуальных, своеобразных, присущих только данной личности, особенностей
«Спортивные способности» нередко отождествляются с физическими качествами, двигательными навыками, физической культурой личности.
В это понятие включают многие показатели, характеризующие возможности человека достичь высокого спортивного мастерства и высоких результатов в том или ином виде спорта. К ним относят и черты характера, и рост, и длину конечностей, и физические качества, и состояние сердечно-сосудистой системы, и соревновательный опыт и т.д.
https://img2.freepng.ru/20180210/zwq/kisspng-dance-silhouette-poster-dance-silhouette-vector-5a7f3e0ae5cbb5.2928562015182883949413.jpg
При характеристике спортивных способностей
А. В. Родионов выделяет:
1) Самые общие возможности
хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, интересы и т.д.
2) Общие элементы спортивных способностей
быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к напряжённым условиям тренировочного и соревновательного процессов, успешное восстановление после нагрузок и т.д.
3) Специальные элементы спортивных способностей
высокий уровень развития специальных двигательных качеств, высокая мобилизационная готовность, быстрый прирост спортивных результатов и т.д.
https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B5%D1%82%D0%B8-55135927.jpg
Успешность деятельности зависит от общих и специальных способностей.
Общие способности влияют на успешность во всех видах деятельности,
а специальные – только в отдельных конкретных видах [4].
Достаточно высокая общая одарённость не исключает развития специальных способностей, различных в разных видах спорта.
03
Индивидуально-психологические особенности личности
https://img2.freepng.ru/20180306/zhw/kisspng-ballroom-dance-clip-art-dancing-material-for-men-and-women-5a9e7da2d3a823.765204911520336290867.jpg
https://img2.freepng.ru/20180315/gye/kisspng-gymnastics-drawing-clip-art-dance-5aaa97f61f6df7.0394405415211294621287.jpg
Понятие «спортивные способности» следует связывать с наличными индивидуальными психическими и биологическими возможностями организма, обеспечивающими высокое эффективное участие в избранной двигательной деятельности, когда параметры этой деятельности соответствуют так называемым модельным характеристикам, являющимся предметными ориентирами в конкретной специализированной деятельности.
Спортивные способности, по определению, это –индивидуально-психологические особенности личности, формирующиеся и развивающиеся в процессе овладения специфической спортивной деятельностью и являющиеся предпосылками её успешной реализации [5], [6], [8].
https://img2.freepng.ru/20180214/fxw/kisspng-physical-fitness-silhouette-physical-exercise-yoga-sports-silhouette-5a84e26511b5e7.2866218915186581490726.jpg
1) способности, проявляющиеся в спортивной деятельности, целесообразно называть спортивными, поскольку тогда способность приобретает качественную определённость, содержательный момент;
2) в структуре спортивных способностей помимо собственно физического компонента следует выделять сенсорные и интеллектуальные компоненты спортивных способностей;
3) спортивные способности – одна из существенных характеристик индивидуальности, поэтому для их эффективного развития необходим индивидуальный подход в работе со спортсменами, к их обучению и воспитанию.
кратковременными,
долговременными.
Признаки одарённости могут быть
Главная проблема в системе воспитания одарённого индивида – это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одарённого человека, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.
04
Методы работы для распознания способного ребёнка
http://in-korolev.ru/upload/gallery/278/141278_51a733b68e1670f99295c4773aeae44f208662a9.jpg
Признаки одарённости:
- быстрое освоение деятельности и ее выполнения,
- использование новых типов деятельности,
- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
- устойчивость интересов,
- упорство в достижении цели,
- широта интересов,
- анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
https://i.pinimg.com/originals/a3/86/00/a3860044655b2c0548b7acfad278d243.jpg
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
https://img.freepik.com/premium-vector/kids-do-sport-illustration-flat-style-children-characters-isolated-on-white-practicing-different-sports-physical-activities-and-play-sportsman-sections-for-boys-and-girls_121223-683.jpg
Список использованных источников
1 Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2002. – 288 с.
2 Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2007. – 296 с.
3 Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 352 с.
4 Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.
5 Сиротин, О. А. Методология и теория спортивных способностей / О. А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 4. – С. 60-62.
6 Волков, В. М. К проблеме спортивных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 46-48.
7 Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
8 Сальников, В. А. Талант, одарённость и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 4. – С. 16-20.