Название программы «Мир швейного дела» Профиль профессионально-трудового обучения «Швейное дело»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 182
Презентация "Название программы «Мир швейного дела» Профиль профессионально-трудового обучения «Швейное дело»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 63
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Добрая школа - это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни».
(Д. Дьюн)
Название программы «Мир швейного дела»
Профиль профессионально-трудового обучения
«Швейное дело»
● Актуальность тематики программы:
Решающую роль в интеграции учащихся с ОВЗ в систему современных социальных отношений играет трудовое обучение и конкретная профессиональная деятельность. Приобщение к профессии - дело трудное, кропотливое, растянувшееся на годы. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества нужны в любой профессии. Одним из основных направлений профессионально – трудового обучения в ГБОУ УКШИ №63 является профиль «швейное дело».
● Категории учащихся в 2020-2021 учебном году: 23 человек
● 4 кл. - 6 человек
● 8а кл – 5 человек
● 8б кл – 5 человек
● 9 кл. – 7 человек
● Дети-инвалиды – 20 человек
Целью обучения швейному делу является:
- подготовка учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды;
- Пропедевтика трудового профессионального обучения:
- Формирование у обучающихся, воспитанников положительного отношения к труду;
- Профориентационная работа для самореализации каждого обучающего и воспитанника.
Исходя из поставленных целей решаются следующие задачи:
- Образовательные:
- Дать обучающимся необходимый объём знаний, умений, помочь овладеть навыками будущей профессии;
- Подготовка к общетехническому труду.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие наглядно-образного мышления, объёма внимания, связанной речи, долговременной памяти;
- Формирование умений ориентироваться в задании;
- Формирование навыков само - и взаимоконтроля;
- Развитие самостоятельности в выполнении заданий;
- Формирование умения предварительно планировать ход работы;
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- Пополнение предметного словаря.
Воспитательные:
- Формирование положительного отношения к труду;
- Воспитание культуры труда;
- Формирование эстетического представления и творческого воображения;
- Развитие навыков социальной адаптации и самостоятельности в быту.
Этапы реализации программы:
в 4 классе – 2019-2024г.,
В 8 классе - 2019-2021г,
В 9 классе – 2019-2020г.
Количество учебных часов на год рассчитывается в соответствии с учебным планом и выглядит следующим образом:
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели),
в 8 классе 272 часа (8 часов в неделю, 34 учебные недели),
в 9 классе 272 часа, (8 часов в неделю, 34 учебные недели).
В процессе изучения учебного предмета ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, что излагается в следующих понятиях:
• иметь представление о пошиве изделий и осуществлять пошив при помощи учителя.
• уметь: ориентироваться по предметной карте;
• распознавать виды хлопчатобумажной, шерстяной, шѐлковой и синтетической ткани, распознавать льняную ткань;
• выполнять запошивочный, стачной, двойной, окантовочный и шов вподгибку с закрытым срезом;
• работать на машине с электроприводом, по лекалу ;
• ориентироваться в работе по образцу изделия;
• коллективно обсуждать последовательность операций пошива;
• кратко записывать план работы, уточнять план в процессе работы;
• анализировать качество изделия; снять и записать мерки;
• обработать ткань зигзагообразной строчкой; работать на краеобмѐточной швейной машине, выполнять потайные подшивочные стежки;
• учитывать рисунок при раскрое изделия, складывать изделие;
• работать бригадным методом, наложить заплату, вышивать гладью.
• Знать: Технику безопасности, виды обтачек, свойство косого среза ткани, переплетения, инструменты и приспособления для вышивки, способы перевода рисунка на ткань, название деталей и контурных срезов , технические условия выполнения запошивочного, стачного, двойного, окантовочного и шва вподгибку с закрытым срезом.
Требования к уровню освоения учебного предмета.
Планируемые результаты реализации программы «Мир швейного дела»:
Ученик научится:
- пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
- организовать своё рабочее место в соответствие с требованиями;
- распознавать ткани по волокнистому составу;
- определять долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны;
- описывать изготавливаемое изделие, используя при этом специальную терминологию; - снимать необходимые мерки для изготовления изделия;
- выполнять простейший расчёт ткани для пошива любого изделия;
- строить чертежи выкроек и выкройки в натуральную величину;
- производить раскрой изделий, экономно расходуя ткань;
- составлять план пошива изделия;
- выполнять необходимые операции при изготовлении изделия;
- выполнять ВТО изделий;
- пользоваться выкройками из журналов мод.
Ученик получит возможность научиться:
- применять основные инструменты и приспособления, используемые при работе;
- работать с тканями и знать их свойства, определять долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны;
- определять назначение тканей при пошиве того или иного изделия;
- кроить и ознакомиться со способами и приёмами раскроя изделий;
- составлять последовательность выполнения технологических операций изготовления программных изделий;
- выбирать способы и приёмы обработки отдельных узлов изготавливаемого изделия;
- выбирать способы экономного расходования ткани, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- шить на швейной машине и знать устройство швейной машины;
- различать основные швейные механизмы;
- вставлять в челночное устройство шпульный колпачок и самостоятельно заправлять нитками швейную машину;
- выбирать способы деятельности, зная элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, о трудовом законодательстве;
- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- понимать общие правила создания швейных изделий, применяя специальную терминологию и пользоваться ею.
Общая характеристика предмета.
В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой в 8-9 классах.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал 7-8 классов достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Программа 9класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Тематическое планирование
5 класс
Вводное занятие. Швейная машина.
Работа с тканью.
Ремонт одежды.
Построение чертежа изделия в натуральную величину, шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.
Двойной шов.
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
Накладной шов.
Применение двойного и накладного швов.
Построение чертежа по заданным размерам.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
6 класс
Вводное занятие.
Обработка обтачкой среза ткани.
Обработка долевой обтачкой кого среза ткани.
Обработка сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии.
Ремонт одежды
Запошивочный шов.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом.
Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом изделии.
Бытовая швейная машина с электроприводом.
Обработка мягких складок.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья.
Пошив поясного спортивного белья.
Ремонт одежды.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.
Пошив летнего головного убора.
Практическое повторение
Самостоятельная работа
7 класс
Вводное занятие.
Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ.
Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва.
Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки.
Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда. Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника.
Бригадный метод пошива постельного белья.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия.
Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой.
Соединение основных деталей в изделии поясного белья.
Ремонт одежды. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой основы прямой юбки.
Обработка складок в поясном женском и детском платье.
Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия.
Обработка низа прямой юбки.
Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки. Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки
Обработка оборок.
Обработка верхнего среза расклешённой юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
8 класс
Вводное занятие.
Вышивание гладью.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.
Соединение основных деталей плечевого изделия
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой.
Обработка подкройной, обтачкой стачанной по плечевым срезам, горловины.
Ремонт одежды.
Отделка лёгкой одежды.
Построение чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке.
Обработка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой доверху.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. Вводное занятие.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.
Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье.
Массовое производство швейных изделий.
Практическое повторение.
Контрольная работа
9 класс
Вводное занятие. Особенности обработки изделий из синтетических тканей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии.
Соединение лифа с юбкой.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике.
Трудовое законодательство.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив лёгкой женской одежды.
Оборудование швейного цеха.
Организация труда и производства на швейной фабрике.
Правила безопасной работы на швейной фабрике.
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием.
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обмёточной машине.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии.
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.
Практическое повторение.
Контрольная работа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОСНАЩЕНИЕ
В школе созданы благоприятные условия для проведения трудового обучения. Занятия по предмету «швейное дело» проводятся в швейной мастерской, которая оборудована индивидуальными рабочими местами для выполнения ручных и машинных работ.
Благодаря участию нашей школы в национальном проекте "Образование", федеральной программы "Современная школа" обновилась материально-техническая база школы. Данный проект позволяет внедрить новые методы обучения и воспитания, а также образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений швейного дела, а также будут повышать мотивацию и вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Мастерская укомплектована современными швейными машинами с электронным и электромеханическим управлением, приспособлениями малой механизации, спецмашинами (краеобметочной, пошивочной), промышленной машиной для толстых тканей.
Швейная мастерская оборудована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному кабинету. Согласно требований:
- оборудование установлено с наличием свободных проходов;
- помещение хорошо проветривается, температурный режим соответствует требованиям;
- освещение как естественное, так и искусственное соответствует нормам;
▪ Для влажно-тепловой обработки изделий имеются: гладильная доска, утюг, гладильный пресс.
▪ Готовые работы учащихся, образцы работ, учебные пособия, рабочие папки, тетради и учебники хранятся в шкафах на специально отведённых местах.
▪ В мастерской имеются стенды.
▪ Для проведения примерок имеется манекен и примерочная с зеркалом.
▪ Образовательный процесс оснащен:
- измерительными приборами (сантиметровыми линейками, масштабными линейкам, сантиметровыми лентами);
- инструментами и для работы (ножницы, иголки, портновские булавки);
- различными материалами для выполнения практических работ.
Среди средств обучения в мастерской имеются объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы, образцы отдельных деталей и узлов, образцы готовых изделий, таблицы по конструированию, швейному оборудованию, технологии пошива изделий, карточки-задания, манекен, лекала–выкройки на изделие, учебники, альбомы образцов тканей.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используется программно-педагогические средства, реализуемые с помощью мультимедийного оборудования: проектора, компьютера, интерактивной доски. Это делает процесс обучения наиболее результативным. Применение интерактивной доски по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Используя на уроках швейного дела презентации, фото и видео материал, медиауроки, виртуальные экскурсии, исторические справки, можно наглядно ознакомить обучающихся с промышленным производством и его многочисленным оборудованием, окунуться в историю возникновения вещей, познакомить с технологическим процессом, провести проверку знаний материала, организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности и т.д.
Цифровое обеспечение программы
Приёмы, используемые на уроках
Работа с технологическими картами
Работа с инструкционными картами
Работа по карточкам
Работа с шаблонами
Работа по образцам
Работа по готовым выкройкам
Работа с журналами мод
В ходе реализации данной программы соблюдаете коррекционная направленность обучения , которая выражается в следующем:
- Учебный материал преподносится небольшими порциями, по принципу от простого к сложному;
- Используются способы облегчения трудных заданий (наводящие вопросы, широкое применение наглядности, опорные схемы, чертежи и т.д.);
- Компенсируется функциональная недостаточность мозговой структуры через использование коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания, всех видов памяти, мыслительных операций, связной речи;
- Поурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу;
- Для предупреждения быстрой утомляемости ученики переключаются с одного вида деятельности на другой;
- На уроках используются занимательные задания (со стороны учителя оказывается педагогическая поддержка каждому учащемуся, осуществляется личностно-ориентированный подход);
- Осуществляются умственные действия цель, план, способы и результаты деятельности, что способствует развитию словесно-логической формы мышления;
- У учащихся формируются обще учебные умения и навыки. Обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации.
Формы работы
Практические работы
Теоретические работы
Проектная деятельность
Индивидуальные работы
Коллективные работы
Обучение швейному делу детей с ОВЗ эффективно только при индивидуально – дифференцированном подходе к каждому конкретному ученику.
На уроках используются элементы информационно-коммуникативных технологий: мультимедийные презентации, видеосюжеты, электронные задания, элементы проектной деятельности, моделирование
Формы мониторинга умений и навыков, знаний обучающихся
Одним из наиболее сложных элементов учебного процесса является организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний учащихся являются:
а) беседы, направленные на закрепление, систематизацию или применение знаний
(в процессе беседы одни ученицы отвечают на несколько вопросов, логически связанных между собой, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы, такие беседы с целью проверки знаний способствуют развитию памяти и мышления у учащихся, вызывают у них желание применять полученные знания на практических занятиях);
б) фронтальный беглый опрос, проводимый при определении качества знаний, необходимых для выполнения предстоящей практической работы;
в)заполнение инструкционных карт с целью выявления знаний учащихся технологической последовательности выполнения типовых обработок швейных изделий.
Контроль практических умений осуществляется в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся при систематической пооперационной проверке изготавливаемых изделий, при просмотре изделия в целом, отборе готовых изделий на выставку (демонстрацию изделий).
Специфика программы по швейному делу такова, что позволяет ориентировать школьников на профессии сферы обслуживания. В процессе занятий у учащихся формируются технические знания, а также умения и навыки по обработке различных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений и бытовых машин, позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, а вместе с тем повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности.
Полученные на уроках швейного дела знания и умения служат прочным фундаментом для дальнейшего обучения по специальностям: швея, портной, вышивальщица. Учащиеся могут продолжить своё обучение в учебных заведениях данной напрвленности.
Наши выпускники поступают учиться в ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова на специальности швея-мотористка, портной.
Программы, технологии, лежащие в основе данной программы
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5–9 кл.: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2017.
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы: 2-е издание/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.
Учебники и рабочие тетради, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья:
Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 5-9 класс: учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Швейное дело: рабочие тетради для учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5-9 классы. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
4.Н.А. Бородкина. Швейное дело 5-9 класс: контрольно- измерительные материалы, вариативные тестовые задания, Издательство «Учитель», 2010 г.
Литература для учащихся:
1. Егорова Р. И. Учись шить. М., Просвещение 1998 г.
2. Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. Технология. Швейное дело.5- 9 классы.
Учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2010 г.
3. Екшурская Т. Н., Юдина Е. Н., Белова И. А.. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. Лениздат, 1992 г. 4. О. А. Кожина, О. Л. Кораблёва. Конструирование и моделирование брюк. Учебное пособие. М. 1992 г.