Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 129
Презентация "Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Система обратной связи «учитель-ученик»
Методы проверки З,У и Н
Выполнение ВКР
Текущее наблюдение
Устный и письменный опрос
Выполнение и анализ
проверочных практических заданий
Тестирование
Выполнение проектов
Самоконтроль
Метод машинного
(безмашинного) контроля
Устный и письменный опрос
Карточки – заданий:
обучающие;
контролирующие;
контрольно-обучающие.
Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель» и т. д. С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.
Портфолио
Самое общее определение портфолио — это серия работ одного автора, объединенных общей темой.
Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:
антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
Портфолио может представлять собой специальную папку, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т. п. (предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование — удобство в хранении — диктуется здравым смыслом.
Портфолио
Основные задачи портфолио:
Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Педагогические задачи
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании 10-х классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.
Портфолио
Основные типы «портфолио»
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена –10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным или региональным органом управления образованием).
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ»
Достоинства:
Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Недостатки:
Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Основные типы «портфолио»
«ПОРТФОЛИО РАБОТ»
Достоинства:
Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.
Недостатки:
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
Основные типы «портфолио»
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»
Достоинства:
Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Недостатки:
Сложность формализации и учета собранной информации.
На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.
Приведем примеры:
Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».
Портфолио «простые» (3 варианта – то есть либо «в чистом виде» портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов).
Основные типы «портфолио»
Структура комплексного портфолио
титульный лист,
первый раздел "Официальные документы",
раздел второй "Творческие работы и социальная практика",
раздел третий "Отзывы и рекомендации",
раздел четвертый "Общая информация",
сводная итоговая ведомость.
Разделы комплексного портфолио
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.
РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.
Разделы комплексного портфолио
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах, результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам.
Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Разделы комплексного портфолио
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Содержит информацию о школьнике.
1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.
2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.
3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.
Разделы комплексного портфолио
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.
Разделы комплексного портфолио
РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ»
При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю.
Разделы комплексного портфолио
Рекомендации для отбора документов в портфолио
Выбери для своего портфолио:
три, с твоей точки зрения, лучшие, работы из этого курса;
работу из начала, середины и конца курса;
работы, которые, по твоему мнению, показывают лучше всего, чему ты научился;
из перечисленных типов работ выбери по одному (например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, которую ты сам сочинил, комментарии к истории, сочинённой твоим товарищем);
две работы, которыми ты гордишься;
три работы, которые ты хочешь, чтобы их посмотрели (твои товарищи, родители гости школы).
Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.
Литература
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. — 2005, № 1. — с. 181-195.
2. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5. — с. 23-27.
3. Коллекция достижений//Модернизация: Шаг в будущее (вкладка «УГ»). Вып. № 3 (20) 2004. — с. 15.
4. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания//Практика административной работы в школе. 2005, № 5. — с. 20-22.
5. Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта//Профильная школа. 2005, № 3. — с. 45-56.
6. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. 2004, № 2. — с. 48-56.
7. Портфель ученика//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2001. — с. 123-132.
8. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений»//Практика административной работы в школе. 2005, № 5. — с. 25-27.
9. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки// «Учитель года», 2002, №4.
10. Шалыгина И.В. «Портфолио» — педагогическая технология школьной оценки...//Естествознание в школе. 2004, № 2. — с. 51-54.