Презентация по литературе по теме " Основная тема стихотворения Н.Некрасова "Крестьянские дети"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 142
Презентация "Презентация по литературе по теме " Основная тема стихотворения Н.Некрасова "Крестьянские дети"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Николай Алексеевич Некрасов
В творчестве Некрасова тема детства возникла уже в ранний период. В 60-е гг. она становится одной из центральных. В 1860г. Был написан трагический «Плач детей» - одно из первых в русской литературе произведений о каторжном труде подростков – фабричных рабочих. Этой теме посвящены стихотворения «Железная дорога», «Дядюшка Яков», «Пчелы».
К крестьянской теме обращались многие русские художники XIX века.
Тема стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети»
Почему Н.А. Некрасов заменил первоначально название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»?
Во время одного из приездов в Грешнево летом 1861 года Некрасов создаёт стихотворение «Крестьянские дети».
Стихотворение написано в форме записок охотника. Начало и конец его – это рассказ о встрече охотника с ребятишками.
Поэт показывает, что общение с природой, труд формируют в крестьянских детях находчивость, любознательность, терпение.
Какое настроение лирического героя ощущается в первых строчках произведения?
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!
Выразительное чтение по ролям диалога ребят.
Почему для ребят важно выяснить, барин ли незнакомый охотник или нет?
Закончен ли на этом рассказ о случае, который произошел с лирическим героем на охоте?
Какова роль (позиция) лирического героя в эпизоде встречи с крестьянскими детьми?
Охотник, рассказывающий друзьям о случае на охоте.
Выразительное чтение отрывка
О милые плуты! Кто часто их видел,
………..
И клали рядком на перилы моста.
Почему лирический герой завидует крестьянским детям?
Их жизнь полна поэзии, поскольку не ограничена рамками условностей. Они свободны в общении друг с другом и природой.
Детей привилегированного сословия лирический герой называет «балованными детками». С какой интонацией он произносит эти слова?
Определение балованные звучит и иронично, и грустно. Лирический герой сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.
Подумаем…
Каков смысл строчек «Счастливый народ! Ни науки, ни неги/
Не ведают в детстве они»?
Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании грибных набегах, о змее?
Какова позиция лирического героя?
Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, беспристрастный журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода».
Выразительное чтение отрывка
От слов «Должно быть, за подвиги славы мы ждали» до слов « Что новый прохожий, то новый рассказ…».
Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
Дорога – это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребята постигали науку жизни.
Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко!..» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством…» .
Какова интонация этого отрывка? Сколько в нем восклицательных предложений? Прочитайте их.
В отрывке 10 восклицательных предложений, передающих искренние чувства лирического героя.
Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша! гулял ты немало» до слов «Зато ему рано знакомы труды…»
Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»?
В данном фрагменте идет речь о радости труда, приносящего свои щедрые плоды.
Почему «Ванюша в деревню въезжает царем…»?
Ребенок осознает значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.
Каково значение фразы «Другой стороною медаль»?
Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении?
«Однажды, в студеную зимнюю пору»
Расскажите об одном дне из жизни крестьянского мальчика, изображенного на иллюстрации.
Подумаем…
Каково значение выражения зимнего солнца холодный огонь?
Оксюморон – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило)
Подумаем…
Какие мысли рассказчик называет «честными»?
Честные мысли – это мечты о свободе и счастье народа.
Какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?
Каков смысл фразы: «И пусть обаянье поэзии детства/
Проводит вас в недра землицы родной!..»?
Какова роль (позиция) лирического героя в отрывке, начинающемся словами: «Играйте же, дети! Растите на воле!»
Перед нами гражданин своего Отечества, обращающийся к молодому поколению с призывом беречь и приумножать лучшие народные традиции.
В каких строчках нашла отражение художественная идея произведения?
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Почему Н.А. Некрасов заменил первоначально название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»?
Н. А. Некрасов написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.