Презентация на тему "3.10 Семья и брак"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 159
Презентация "Презентация на тему "3.10 Семья и брак"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — система взаимодействий и связей людей, выполняющих функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым удовлетворяя общественные потребности.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ЗАДАНИЕ
18
существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, брата, сестры, детей и др.);
наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство и др.) и т.д.
ПРИЗНАКИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА:
Но чаще всего семья рассматривается именно как социальная группа.
СЕМЬЯ — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.
ПОНЯТИЕ
РЕПРОДУКТИВНАЯ (воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)
Пример: Супруги Олег и Анна Алексеевы решили завести ребёнка, встали на учёт в клинике и через 9 месяцев у Алексеевых появился ребенок, что демонстрирует репродуктивную функцию семьи — продолжение рода.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
РЕКРЕАЦИОННАЯ (проведение совместного досуга с членами семьи)
Пример: Каждое воскресенье семья Сидоровых устраивает совместный отдых: родители и дети гуляют в парке, ходят в кино и в театры, тем самым проводя время и отдыхая вместе.
СЕКСУАЛЬНАЯ (оказывает влияние на половое воспитание и ориентацию ребенка)
Пример: В семье Честных мама проводит с дочерью беседы касаемо полового и сексуального воспитания, тем самым осуществляя сексуальную функцию семьи.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (оказывает эмоциональную и психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)
Пример: Полину очень волнует тот факт, что в художественной школе с ней никто не общается. Придя домой, девочка поделилась об этом с родителями, они ее поддержали, дали совет и успокоили, заверив, что она умная и хорошая девочка, тем самым оказав ей эмоциональную поддержку.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (семья — один из главных потребителей всего, что производится в обществе)
Пример: Раз в месяц семья Ивановых ездит в большой гипермаркет и покупает там продукты, тем самым участвуя в процессе воспроизводства и выполняя свою экономическую функцию.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
СОЦИАЛИЗАЦИИ (семья — один из главных институтов социализации. Об этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)
Пример: Родители Гоши всегда объясняют мальчику, как нужно вести себя в обществе, общаться с людьми, отличать хорошее от плохого. Родители воспитывают сына, тем самым участвуя в процессе его социализации.
ЗАЩИТНАЯ (семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)
Пример: Папа Оли никогда не дает дочку в обиду: всегда защищает ее от злых шуток одноклассников, встречает ее после школы, провожает на занятия, тем самым обеспечивая защиту в самых различных планах.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УСЫНОВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ СЕМЬИ?
Нет! Репродуктивная функция семьи — это непосредственное воспроизведение человеческого рода, биологический процесс. Процесс усыновления — это юридическая процедура, а не биологическая, поэтому усыновление к репродуктивной функции не относится.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
ВИДЫ СЕМЕЙ
ПО ХАРАКТЕРУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ:
ТРАДИЦИОННАЯ решения принимает муж
ЭГАЛИТАРНАЯ решение принимается совместно
мужем и женой
ПО ТИПУ НАСЛЕДОВАНИЯ:
ПАТРИЛИНЕАЛЬНАЯ наследование по отцу
МАТРИЛИНЕАЛЬНАЯ наследование по матери
ПО ГЛАВЕ СЕМЬИ:
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ домашние обязанности выполняет женщина, но власть принадлежит мужчине
МАТРИАРХАЛЬНАЯ домашние обязанности выполняет женщина, она же участвует в общественном производстве, т.е. работает
ВИДЫ СЕМЕЙ
ПО СТРУКТУРЕ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ:
НУКЛЕАРНАЯ супружеская пара с детьми
РАСШИРЕННАЯ супружеская пара с детьми и родственниками (бабушки, дедушки)
ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ:
БЕЗДЕТНАЯ нет детей
МАЛОДЕТНАЯ 1-2 ребенка
МНОГОДЕТНАЯ от трёх и более детей
ВИДЫ СЕМЕЙ
ПО ТИПУ ВОСПИТАНИЯ:
ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СЕМЬИ?
В общих чертах либеральная более свободная в плане воспитания: при демократическом типе воспитание - партнерское, строится на диалоге, но при этом существуют какие-либо рамки, правила. Либеральная семья дает полную свободу ребенку.
АВТОРИТАРНАЯ безоговорочный авторитет родителей
ЛИБЕРАЛЬНАЯ родители не регламентируют поведение ребенка, в семье практически нет запретов
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ основа воспитания — сотрудничество детей и родителей
ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ КАК ИНСТИТУТА
Сокращение численного состава семьи.
Смена традиционных ролей, которые играли муж и жена.
Более позднее заключение брака между молодыми людьми.
Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений; выдвижение на первый план эгоистических ценностей.
Усиление девиантного поведения в семье (злоупотребление алкоголем, семейное насилие и т.д.).
Ослабление уз брака: распадается каждый второй брак (70% разводов в молодых семьях), уменьшается число законных браков.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
Изменение положения женщины в семье (жена начинает распоряжаться семейным бюджетом).
Ослабевание связей между родственниками, отсюда разрушается многопоколенная семья и большая часть семей становится нуклеарными.
Развитие семьи партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены.
Происходит разделение институтов брака и семьи, т.е. уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, и растет количество фактических, но юридически не оформленных семейных союзов.
Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей и т.д.
СЕМЬЯ — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.
СЕМЬЯ ВЫПОЛНЯЕТ репродуктивную, экономическую, воспитательную, защитную, эмоциональную, рекреационную и другие функции.
ВЫДЕЛЯЮТ МНОЖЕСТВО КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ СЕМЕЙ: по структуре родственных связей (нуклеарная, расширенная); по характеру принятия решений (традиционная, эгалитарная), по наследованию (патрилинеальная, матрилинеальная); по главе семьи (патриархальная, матриархальная); по количеству детей (бездетная, малодетная и многодетная); по типу воспитания (авторитарная, демократическая, либеральная).
СРЕДИ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ изменение положения женщины в семье, ослабевание связей между родственниками, развитие семьи партнерского типа и другие тенденции.
ФАКТЧЕК
ЗАДАНИЕ
18
немногочисленна по составу;
общность быта;
брачные и/или родственные связи между ее членами;
взаимная моральная ответственность супругов за здоровье детей̆ и их воспитание;
особые морально-психологические и правовые отношения.
ПРИЗНАКИ СЕМЬИ
(Боголюбов Л.Н. 8 класс):
ЗАДАНИЕ
18
официально оформленный союз мужчины и женщины;
цель брака – создание семьи;
союз, зарегистрированный в органах ЗАГС;
ПРИЗНАКИ БРАКА
(Боголюбов Л.Н. 9, 11 класс)
БРАК - добровольный, юридически оформленный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и влекущий за собой возникновение взаимных прав и обязанностей
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Взаимное добровольное согласие
Достижение брачного возраста
Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению
Дееспособность вступающих в брак
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
Один из супругов состоит в браке
Одно лицо является недееспособным
Брачующиеся - близкие родственники, усыновитель или усыновленный
ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ БРАКА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Несоблюдение условий заключения
Заключение фиктивного брака
Сокрытие одним из супругов наличия ВИЧ-инфекции или ЗПП
ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА
Смерть одного из супругов или признание его умершим
Объявление судом одного из супругов недееспособным, безвестно отсутствующим
Осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более З-х лет
Заявление одного или обоих супругов о расторжении брака
Мужчина и женщина могут заключить между собой БРАК и стать законными супругами. Это можно сделать, если они достигли брачного возраста, и оба согласны на вступление в брак.
Брак может быть не заключен, если один из супругов состоит в браке, недееспособный или близкий родственник. В этом заключаются ПРЕПЯТСТВИЯ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК.
Брак расторгается В ОРГАНАХ ЗАГСА по обоюдному согласию супругов или В СУДЕ, если у супругов есть несовершеннолетние дети, один из супругов не хочет разводиться или уклоняется от развода.
При вступлении в брак у супругов появляются взаимные ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. К ПРАВАМ можно отнести: выбор фамилии, рода деятельности и равенство в решении вопросов воспитания и образования детей и др. К ОБЯЗАННОСТЯМ относят содействие благополучию и укреплению семьи, забота и взаимоуважение, взаимопомощь и др.
Также в семье есть ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. Родители должны воспитывать своих детей, обеспечивать их общим образованием. А дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на заботу и совместное проживание с родителями и обеспечение ими образованием, воспитанием и развитием.
ФАКТЧЕК
PPT模板下载:WWW.HOMEPPT.COM/moban/ 行业PPT模板:WWW.HOMEPPT.COM/hangye/
节日PPT模板:WWW.HOMEPPT.COM/jieri/ PPT素材下载:WWW.HOMEPPT.COM/sucai/
PPT背景图片:WWW.HOMEPPT.COM/beijing/ PPT图表下载:WWW.HOMEPPT.COM/tubiao/
优秀PPT下载:WWW.HOMEPPT.COM/xiazai/ PPT教程: WWW.HOMEPPT.COM/powerpoint/
Word教程: WWW.HOMEPPT.COM/word/ Excel教程:WWW.HOMEPPT.COM/excel/
资料下载:WWW.HOMEPPT.COM/ziliao/ PPT课件下载:WWW.HOMEPPT.COM/kejian/
范文下载:WWW.HOMEPPT.COM/fanwen/ 试卷下载:WWW.HOMEPPT.COM/shiti/
教案下载:WWW.HOMEPPT.COM/jiaoan/ PPT论坛:www.homeppt.cn
ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ
ВЫУЧИТЬ
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к семье традиционного типа.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) экономическая зависимость женщины от мужчины
3) возложение домашних обязанностей на женщину
4) справедливое распределение домашних обязанностей
5) главенство мужчины в семье
6) принятие решений всеми членами семьи после совместного обсуждения
Ответ: 46.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой функции семьи.
экономическая;
эмоциональная;
репродуктивная;
активная;
досуговая;
правовая.
Ответ: 46.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики многопоколенной патриархальной семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Ответ: 156.
Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
Ответ: 23.
В семье N. под одной крышей живут двое супругов, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Ответ: 23.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Ответ: 156.
Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) составление семейного бюджета
2) обработка огорода на дачном участке
3) организация семейного отдыха
4) содействие членам семьи в продвижении по службе
5) распределение домашнего труда
6) первичный социальный контроль
Ответ: 125.
Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.
2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.
4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.
5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.
Ответ: 23.
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.
3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.
Ответ: 234.
В семье N. под одной крышей живут двое супругов, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Ответ: 346.
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.
2) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.
3) Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.
4) Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей.
5) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно возложение всех домашних обязанностей на женщину.
Ответ: 234.