Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками

Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками

Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками:
Cкачать презентацию: Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками

Презентация "Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Типология речевых стратегий<br>
1 слайд

Типология речевых стратегий

Обыкновенно мы лучше убеждаемся<br><br>причинами, которые приискали       сами, чем теми,<br> <br>ко
2 слайд

Обыкновенно мы лучше убеждаемся

причинами, которые приискали сами, чем теми,
 
которые пришли на ум другим...
 
Б. Паскаль

Стратегия – это осознание ситуации вцелом, определение направления развития и организация воздействи
3 слайд

Стратегия – это осознание ситуации вцелом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели.

Речевая стратегия – это набор приемов, позволяющих придать высказыванию смысл и логику.

Тактика - это более узкое понятие, чем стратегия: конкретное воплощение стратегии на каждом её этапе.

Приёмы речевых стратегий:<br><br>Трюизмы (банальные истины) – <br>«людям нравится покупать <br>качес
4 слайд

Приёмы речевых стратегий:

Трюизмы (банальные истины) –
«людям нравится покупать
качественные вещи», «бесплатный
сыр бывает только в мышеловке».


2. Псевдологика ( первые два
обоснованных «да» подготавливают
третье необоснованное)

3. Визуальное связывание (не собственно речевой приём, но более мощный, так как к слуховому воздейст
5 слайд

3. Визуальное связывание (не собственно речевой приём, но более мощный, так как к слуховому воздействию добавляется визуальное)

4. Иллюзия выбора - «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара
X». «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или
вечером»

5. Пресуппозиции (инструкция-приказ, схема которой: Время +   Команда + Нечто малозначительное) – «п
6 слайд

5. Пресуппозиции (инструкция-приказ, схема которой: Время + Команда + Нечто малозначительное) – «приходите к нам 9 ноября и купите 2 товара по цене 1! Данная акция распространяется на товары, цена которых превышает 500рублей»
6. Номинализация (неоспоримые и широкие понятия) - «Мы — за достойную жизнь для наших детей/женщин/ветеранов/пенсионеров/велосипедистов!»

7. Ценностная подстройка ( реклама не товара, не депутата, а счастливого, благополучного образа жизни)

Виды речевых стратегий:<br>1. С точки зрения принципа солидарности<br><br>Кооперативные стратегии Не
7 слайд

Виды речевых стратегий:
1. С точки зрения принципа солидарности

Кооперативные стратегии Некооперативные стратегии
(сообщение информации, спор,(диалоги, которые нарушают убеждение, требование, приказ, главное правило речевого рекомендация, просьба и т. д.) общения — доброжелательное Указывают на цель. сотрудничество, «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки,
претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь,
уклонение от ответа).



2. С позиций открытости<br>Открытые<br>(открытое общение - желание и умение выразить свою точку зрен
8 слайд

2. С позиций открытости
Открытые
(открытое общение - желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции других. В идеале все виды общения должны иметь открытый тип. Продуктивно при проведении переговоров, споров, дискуссий. Открытые коммуникации эффективны, если есть
сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями).
Закрытые
(закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения или имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
- есть значительная разница в степени предметной компетентности,
- в конфликтных ситуациях ).



3. С точки зрения количества и «качества» участников <br>МОНОЛОГИЧЕСКОЕ<br>(один активный участник)<
9 слайд

3. С точки зрения количества и «качества» участников
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ
(один активный участник)
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ
(два активный участника)
РОЛЕВОЕ (исходя из социальной роли)
ЛИЧНОСТНОЕ
(речь от себя)

 Гармонизация общения           начинается с удачного установления контакта между партнерами по обще
10 слайд

Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнерами по общению, которое проходит 5 этапов:

1. Снятие психологических барьеров.
Признаки - паузы после вопросов становятся короче; собеседник начинает больше говорить; уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Результат - напряженность сменяется расслабленностью.

2. Поиск общих интересов.
Признаки - нахождение одной темы, появление общего фонда слов и выражений; сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по
началу фразы); поток речи приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.

Результат -  желание продолжать общение; расширение области возможного взаимодействия.<br><br>3. Опр
11 слайд

Результат - желание продолжать общение; расширение области возможного взаимодействия.

3. Определение принципов общения.
Признаки - подчеркивание собственных качеств и свойств; появление повторяющихся штампов поведения;
оповещение о типичных привычках и предпочтениях.

Результат - общее представление о качествах, которые предлагаются партнерами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".

4. Выявление качеств, опасных для общения.
Признаки - явные расспросы; стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях; попытки "опережающих возражений"; попытки навязать спор.

Результат - обнаружение новых качеств партнера; выяснение привычек, которые являются помехами в общении. 
 

5. Адаптация к партнеру и установление контакта. <br>Признаки -  стремление подчеркнуть общность цел
12 слайд

5. Адаптация к партнеру и установление контакта.
Признаки - стремление подчеркнуть общность целей, единство направления; стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение; совпадение позиций по ранее спорным вопросам.

Результат - понимание не только качеств партнера, но и мотивов и причин его действий; комфортность общения; уверенность в правильности совместных решений.
 

Для Гармонизация общения<br>важно, чтобы речевые действия собеседников<br>были сознательны и преднам
13 слайд

Для Гармонизация общения
важно, чтобы речевые действия собеседников
были сознательны и преднамеренны, тогда
они могут быть рассмотрены с позиций
коммуникативного кодекса.
Коммуникативный кодекс - это
сложная система принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и
базирующихся на ряде категорий и критериев.
 
Базовые категории – коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяет речевую стратегию, намерения - тактику.

Важнейшие критерии - критерий истинности, который определяется как верность действительности, и критерий искренности, который определяется как верность себе.
 


Принципы коммуникативного кодекса:<br> 1) Принцип кооперации Г. Грайса:  "Твой коммуникативный
14 слайд

Принципы коммуникативного кодекса:
 1) Принцип кооперации Г. Грайса: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".
 В принцип кооперации входят 4 максимы:
 
- максима полноты информации (твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше) 

 - максима качества информации (не говори того, что ты считаешь ложным или недостоверным)
 
 - максима релевантности (не отклоняйся от темы)
 
- максима манеры (избегай непонятных выражений, неоднозначности, будь краток и организован).

 

2) Принцип вежливости Дж. Лича:<br> <br> - максима такта (соблюдение границ личной сферы собеседника
15 слайд

2) Принцип вежливости Дж. Лича:
 
- максима такта (соблюдение границ личной сферы собеседника)
 
- максима великодушия (предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта)
 
- максима одобрения (максима позитивности в оценке других)
 
- максима скромности (неприятия похвал в собственный адрес)
 
- максима согласия (не соглашаясь с оппонентом, обозначь то, с чем согласен)
 
- максима симпатии (благожелательность).

 Стратегии речевого поведения <br>Стратегии речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведен
16 слайд

Стратегии речевого поведения
Стратегии речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на обмен информацией)




ЧТО ГОВОРИМ
Стратегии речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на воздействие автора на получателя). Бывает прямым, косвенным и скрытым.

КАК ГОВОРИМ

Скрытые речевые стратегии:<br> - эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправит
17 слайд

Скрытые речевые стратегии:
- эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем текста) –

стратегия «участия / неучастия,
уверенного / неуверенного поведения автора,
«согласия / несогласия»,
«эмоционального / неэмоционального речевого поведения отправителя текста;

- конативно - ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем) –

стратегия «удовлетворения / неудовлетворения автором ожиданий у получателя текста»,
стратегия «формирования одобрения
/ неодобрения».

Тактики отказа :<br>а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой прос
18 слайд

Тактики отказа :
а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы);
б)сослаться на невозможность выполнения просьбы в данное время (на занятость);
в) ирония;
г) отказ без мотивировки;
д) уклониться от ответа, не обещать ничего определенного;
е) дать ясно понять, что не желает
выполнять просьбу.

Всегда есть причина, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе. Выявите эту ск
19 слайд

Всегда есть причина, почему другой человек думает и поступает именно так, а не иначе. Выявите эту скрытую причину, и у вас
будет ключ к его действиям, а возможно, и его личности.

Дейл Карнеги

Отзывы на edulib.ru"Типология речевых стратегий при общении с младшими школьниками" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать