Развитие художественно-образного мышления ребенка.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 123
Презентация "Развитие художественно-образного мышления ребенка." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
Л.С. Выготский
(психолог)
Развитие художественно-образного
мышления
Развитие наблюдательности
умение вглядываться в явления жизни
Развитие
фантазии
способность на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности
Воображение ‒ умение
мысленно создавать новые идеи
и образы возможных и невозможных
объектов на основе реальных
знаний.
Фантазия ‒ создание новых нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Виды воображения
Воссоздающее воображение
представление образов по заранее составленному описанию (при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков)
Творческое воображение
самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу
Неуправляемое
воображение
«буйная фантазия», несуразность, набор несвязанных нелепиц
Решение реальных задач:
ребенок ищет реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение;
знание физических законов.
Фантазирование:
ребенок сам создает какой угодно сюжет;
ребенку сам создает какую ему угодно ситуацию или задачу и сам решает;
приемлемо любое решение;
больше свободы для творчества.
И при фантазировании, и при воображении ребенок творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость - это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Законы развития творческого воображения
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.
Надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию).
Законы развития творческого воображения
Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого человек никогда не видел.
Законы развития творческого воображения
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Творческий подход к организации учебного процесса подразумевает использование методов и приёмов, развивающих воображение и фантазию учащихся. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение.
Способы развития фантазии и воображения
сформировать мотивацию
убедить, что фантазировать престижно и полезно
фантазировать должно быть интересно
влюбить детей в себя
собственный пример
читать, обсуждать хорошую фантастическую литературу
стимулировать фантазию вопросами
ставить детей в затруднительные ситуации
«подбрасывать» интересные сюжеты и составлять по ним рассказы и истории.
обучить приемам фантазирования
Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазии и воображения
Прием широко используется в сказках, былинах, в фантастике: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты.
Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
Увеличение –
уменьшение
Приемы развития фантазии и воображения
Учитель предлагает волшебной палочкой, которая может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь.
Можно усложнить игру дополнительными вопросами:
И что из этого получится?
К чему это приведет?
Увеличение –
уменьшение
Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?
Приемы развития фантазии и воображения
Пусть руки на время станут такими длинными, чтобы можно было достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
Приемы развития фантазии и воображения
Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
Приемы развития фантазии и воображения
Можно предложить детям придумать жителей города и наделить их некими свойствами:
дети выбирают объект – предмет живой или неживой природы;
формулируют его свойства, качества, особенности или черты характера.
сформулированными свойствами и качествами наделяют человека – жителя фантастического города.
Добавление (исключение) одного или нескольких фантастических свойств
Приемы развития фантазии и воображения
Задания можно усложнить:
придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть;
придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам: все честные люди стали розовыми, все бесчестные - фиолетовыми, а злые - чёрными. Чем больше человек сделал плохого, тем темнее цвет.
Приемы развития фантазии и воображения
Можно предложить учащимся следующую ситуацию:
- Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?
Оживший рисунок
Приемы развития фантазии и воображения
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
На уроке можно «оживить» деревья, изобразить их в виде живых объектов, наделить их чертами человека.
Антропоморфизм
Приемы развития фантазии и воображения
Можно предложить детям оживить князей и предложить посмотреть на замок их глазами, придумать, что бы ещё построили они в замковом комплексе, представить древний праздник - бал и гостей князя в старинных одеждах и т.д.
Оживление людей, животных, растений
Приемы развития фантазии и воображения
Можно предложить детям придумать продолжение сказки о Колобке, при условии, что герой сказки не был съеден лисой, и вылепить скульптурную группу, иллюстрирующую продолжение такой сказки.
Можно предложить изменить привычные отношения между героями сказок (лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают) и изобразить сюжет.
Оживление героев литературных произведений
Приемы развития фантазии и воображения
Учитель показывает репродукции картин известных художников и просит дать им новые названия. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т.д. Затем можно сравнить, кто назвал лучше: ребенок или художник.
Это позволит детям лучше чувствовать эмоциональную нагрузку изображения.
Новое название картины
Приемы развития фантазии и воображения
Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей нескольких объектов. Например:
рыба + человек = русалка
лошадь + человек = кентавр.
Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
На уроке можно предложить детям задание: придумать и изобразить 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.
Фантастическое объединение
Приемы развития фантазии и воображения
Учитель сообщает ученикам, что у них появилась машина времени! В ней можно путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока дети находятся в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.
Машина времени
Приемы развития фантазии и воображения
Необходимо выбрать самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу и описать этот предмет словами для человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.
Метод
Л.Н. Толстого
Приемы развития фантазии и воображения
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые неожиданные. Можно также предложить придумать фантастическое сооружение, новый вид транспорта, новый праздник или конкурс.
Свободное фантазирование
Приемы развития фантазии и воображения
Тут растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи или вообще не свойственные растениям объекты, а цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
Организуя урок, учитель имеет возможность влиять на интересы детей, развивать у них интерес к искусству, потребность в творческой художественной деятельности, расширять и углублять познания учащихся.
Познавательная деятельность младших школьников служит промежуточным звеном между учебной и игровой деятельностью.
Виды нестандартных уроков
уроки – конкурсы;
уроки – путешествия;
уроки – викторины;
уроки – обзоры или уроки – истории необыкновенных вещей
Виды нестандартных уроков
Для уроков характерны форма и элементы состязательности.
Конкурсом может быть весь урок или только отдельные его этапы, фрагменты.
Задания могут различаться по содержанию, но должны быть примерно одинаковыми по теме и степени сложности.
Урок – конкурс
Виды нестандартных уроков
Условия проведения:
оговорить систему оценок и выбрать жюри;
обсудить оценку правильно, частично правильно и неправильно выполненных заданий;
обсудить учёт и оценку скорости выполнения заданий и дополнений;
результаты были хорошо видны всем участникам.
Урок – конкурс
Виды нестандартных уроков
Рекомендации по организации и проведению:
придерживаться игровой формы проведения;
учитывать специфику предмета;
допустимы шум, выражение эмоций;
ребята все вместе в составе команды думают, обсуждают, выполняют задания;
дети учатся выполнять задания коллективно, воспитывается чувство ответственности за общий результат.
Урок – конкурс
Виды нестандартных уроков
Задания
Рассматривается сказка, сюжет которой необходимо изменить, оживить главного героя, наделить его необычными качествами.
Придумать и нарисовать других героев сказки, которые могли бы поучаствовать в сказке.
Нарисовать новые приключения героев сказки.
Урок – конкурс
«Художник в театре»
Виды нестандартных уроков
Состязание двух или нескольких мини-команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы и задания по заданной теме для остальных команд.
Задачи:
систематизировать, обобщить, знания учащихся по пройденному блоку материала;
расширить кругозор детей в определённой области знаний;
стимулировать умение составлять вопросы и придумывать задания, опираясь на полученные знания и умения,
учить работе в микроколлективах.
Урок – турнир
Виды нестандартных уроков
Особенности турнира:
команды по очереди атакуют;
команды по очереди обороняются.
Особенности викторины:
команды ищут и задают вопросы;
команды дают друг другу занимательные задания;
команды ставят и решают проблемные вопросы.
Урок – турнир
Виды нестандартных уроков
Формы проведения:
по цепочке (первая команда даёт задание второй, вторая команда –третьей и т.д.);
по кругу (1—2—3—1);
атака веером (1-ая команда задаёт серию вопросов и заданий 2-ой и 3-ей);
оборона веером (одной команде задают по очереди по 1-2 вопроса или задания каждая из команд-соперников);
перекрёстный поединок (две команды дают задания друг другу по очереди).
Урок – турнир
Виды нестандартных уроков
Рекомендации по организации и проведению:
проводит урок-турнир педагог;
организуется жюри и табло для оценок.
в игре главное не соревнование «кто больше, кто быстрее», а умение команд дружно и слаженно работать, умение обобщить и применить теоретические знания на практике;
при подведении итогов отметить самые интересные и творческие идеи, выразить благодарность наиболее активным учащимся, и особо подчеркнуть работу команд, в которых дети работали сообща.
Урок – турнир
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Цель:
погружение учащихся в некий необычный, непривычный, сказочный мир.
Задачи:
познакомить с определенным теоретическим и практическим материалом;
отвлечь детей от обыденности и погрузить их в особое эмоциональное состояние;
вызвать отклик в душе, подтолкнуть к действию фантазию ребят.
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Задачи:
воспитать интерес и любовь к разным видам деятельности;
воспитать активное отношение к окружающему миру, его истории и искусству;
воспитать активное отношение к художественной творческой деятельности;
вызывать у детей искренний отклик в душе и желание вернуться в созданный учителем сказочный мир и атмосферу творчества.
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Рекомендации по организации и проведению:
Создать соответствующую теме обстановку с помощью различных средств:
переставить мебель;
оформить доску и стены;
заранее продумать и подготовить соответствующие костюмы или детали костюмов;
создать эмоциональную атмосферу через подбор музыкального сопровождения, интересного теоретического материала, эмоциональную подачу материала учителем, подбор соответствующего литературного ряда.
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Рекомендации по организации и проведению:
Продумать «средство передвижения», его материальное оформление.
Обыграть передвижения детей через:
звуковые игры;
небольшие подвижные игры;
достаточное количество разнообразной практической деятельности.
По ходу путешествия дети сталкиваются с необычными явлениями и объектами, преодолевали некие преграды, выполняя задания разного характера.
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Рекомендации по организации и проведению:
1-2 класс - путешествие в сказку либо путешествие в места интересные детям этого возраста: зоопарк, кукольный театр, во двор лепить снеговика, в космос на ракете и т.п.;
3-4 класс - путешествие в более «серьёзные» места: музей, выставочная галерея, берёзовая роща, экзотическая страна, дом художника, путешествие по родной стране и т.д.
Уроки-путешествия требуют серьёзной подготовки и эмоциональных затрат от педагога, но при этом позволяют вызвать в душах детей искренний отклик и желание вернуться в сказочный мир искусства, а также позволяют добиться наибольшего эффекта в разных направлениях воспитания (эстетическом, экологическом, патриотическом и т.д.).
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Рекомендации по организации и проведению:
Позволяют осуществлять межпредметную связь в процессе обучения.
Включать в урок элементы состязательности.
Проводить путешествие-конкурс.
Виды нестандартных уроков
Урок – путешествие
Урок – викторина
Урок – конкурс
Урок – конкурс
Урок – путешествие
Задания:
нарисовать отгадки предложенных загадок;
показать отгадку пантомимой (удобно совмещать с физкультминуткой);
предложить изображение предмета, о котором дети должны составить загадку или ребус;
нарисовать отгадку на доске всей командой;
отгадать загадку, подобрать к ответу антоним и нарисовать его, затем команда-соперница должна определить отгадку загадки, данной изначально.