Презентация "Актуальные вопросы школьного образования 2022 года
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 112
Презентация "Презентация "Актуальные вопросы школьного образования 2022 года" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Актуальные вопросы школьного образования 2022»
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4
г. Тулуна
ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Указ Президента РФ Путина В.В. от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций.
Что такое ФГОС и почему о них пишем и говорим?
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Как учителю сориентироваться в актуальных вопросах 2022 и оперативно перестроиться в новых условиях.
Функциональная грамотность – изучаем, готовимся, включаем новые направления, успешно участвуем в проектах.
Обновленные ФГОС – готовимся к новому году, ищем ответы на ключевые вопросы.
Цифровая трансформация образования – умело применяем технологии, подбирая и включая актуальные.
Какие бывают ФГОС общего образования?
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами.
Для российских школ актуальны следующие документы:
ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Три поколения ФГОС для школ.
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС были введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания». Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел.
Второе поколение ФГОС.
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений), то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми.
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».
Третье поколение ФГОС.
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г. Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность.
Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Повышение функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
Функциональная грамотность – это способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
✓ Читательская грамотность
✓ Математическая грамотность
✓ Естественно-научная грамотность
✓ Финансовая грамотность
✓ Глобальные компетенции
✓ Креативное мышление
Новый ФГОС от 2022 года для начальных классов и такой же документ для средней школы содержит ещё одно важное изменение — учащихся будут обучать финансовой грамотности. Но не в виде дополнительного предмета, а в рамках стандартных дисциплин.
Единство обучения и воспитания.
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Цифровая трансформация образования.
Обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстро развивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
Обновление содержания общего образования, обновленные ФГОС предполагают основные изменения:
✓Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
✓Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
✓Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
✓Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (лабораторные работы, внеурочная деятельность и т.д.).
✓Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.д.).
✓Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
✓Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов (чтобы не были перегружены дети). Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
✓Предполагается, что обновленные образовательные стандарты улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Плюсы новых ФГОС 2022 года
Комплексный подход к образованию, совмещение разных форм обучения для лучшего усвоения информации;
Теперь существуют единые конкретные стандарты, уменьшающие разницу в качестве образования. Ранее все школы по-своему трактовали условия обучения, изданные Минпросвещения;
Распространение индивидуального подхода к каждому ученику, в том числе к лицам с ОВЗ.
Минусы новых ФГОС 2022 года
Одно дело – прописать новшества на бумаге, другое – реализовать. К сожалению, не все школы обладают достаточным финансированием, позволяющим воплотить в жизнь все изменения. Для обеспечения кабинетов современной аппаратурой нужны многомиллионные вложения: проекторы, компьютеры, интерактивные доски, наполнение кабинетов информатики и ИКТ, мебель. Теперь придется закупить и новые учебники актуального формата.
Трудности возникнут и при поиске квалифицированных преподавателей, соответствующих требованиям современности. Не каждый маленький регион может похвастаться учителями высшего класса, которые смогут стать наставниками для детей и полноценно подготовить их к обязательной части школьной жизни – к экзаменам, которые нужно будет сдать каждому ученику.
Выводы
Эффективность или неэффективность новых ФГОС для школ покажет практика с 1 сентября 2022 года. Для детей и родителей изменения будут не так заметны, но учителям уж точно придется посидеть над составлением нового плана проведения уроков.
Краткие выводы.
Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.