Презентация "ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 102
Презентация "Презентация "ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Технология (от греч. techne— искусство, мастерство, умение, и logos — слово, учение) — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства (википедия).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».
В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием KnowHow (ноу-хау) — знайте как (делать).
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Метод обучения - это способ, владея которым, ученик может освоить ту часть социального опыта, которая необходима ему в жизни и задается содержанием каждого учебного предмета.
Определением способов, обеспечивающих кратчайшие пути обучения, занимаются частные методики предметов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания образования, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил обучающихся и педагога
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
соответствие ФГОС разных уровней образования;
мобильность
четкая и детальная постановка целей;
гарантированный минимальный уровень обученности;
достижение запланированных результатов;
отбор содержания;
наличие обратной связи;
экономичность;
Авторские разработки, способы и приемы работы.
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ
Технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса
Методика – это инструментарий-набор методов, приёмов, способов деятельности – конкретной педагогической технологии, которая может варьироваться в зависимости от цели, задач, определенных условий применения
ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
технологии продуктивно-творческой деятельности
технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений;
технологии формирования певческой культуры;
технологии музицирования (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, импровизации, свободное дирижирование, инсценирование, драматизации);
технологии становления ассоциативно-образного мышления
ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
технологии диагностики и развития музыкальной культуры школьников;
технологии моделирования сценариев уроков и проектирования рабочих программ;
технологии здоровьесбережения и арттерапии;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии освоения содержания учебно-методических комплектов «Музыка»;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
технологии самообразования обучающихся
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Технологии восприятия музыки освещались в трудах Д.Б. Кабалевского, Б.В. Асафьева, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличяускаса и др.
Свойства музыкального восприятия: целостность, образность, эмоциональность, ассоциативность, осмысленность, вариативность и др.
Стадии восприятия музыкальных образов.
Установка на восприятие музыки – организация внимания учащихся.
Эмоциональный словарь, как форма фиксации размышлений школьников о содержании музыки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Использование и применение компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников разработано в исследованиях ряда следующих авторов: А.О. Бороздин, Т.А. Затямина, Ж.Б. Кармазина, И.М. Красильников, В.В. Медушевский, А.А. Подражанская, И.Б. Правоторова, В.Н. Мацур, Г.С. Машошина, А.П. Мещеркин, Г.В. Тараева, В.В. Трунтаев, Ю.В. Шмалько, Д. М. Юланова и др.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Методы интонационно-образного анализа музыки: вокализация главных мелодий, их исполнение с ориентацией на нотную запись, « сочинение сочинённого», пластическое интонирование, свободное дирижирование; определение главных средств выразительности-интонация, ритм, тембр, регистр, динамика, лад др.; осознание формы музыкального образа (на основе принципа «сходства и различия»), привлечение ассоциативно-образного ряда; словесные характеристики содержания музыки (проблемные вопросы, эмоциональный словарь, выполнение заданий из учебников и тетрадей, мини-отзывы и сочинения)
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Изучались Ю.Б. Алиевым, О.А. Апраксиной, Е.А. Гембицкой, В.С. Локтевым, Е.М. Малининой, В.Г. Соколовым, В.А. Струве и др.
Певческая культура складывается из формирования интереса к пению в классе, в концертной деятельности, в семье, приобретения и развития вокально-хоровых умений и навыков учащихся.
Процесс певческой культуры опирается на последовательное развитие сольных, ансамблевых, хоровых умений и навыков.
Подразумевается сочетание художественности и технологичности в обучении пению.
Оцениваются достижения учащихся в области пения (самооценка, оценка учителем) в урочной и внеурочной деятельности (конкурсы, фестивали, концерты).
РАСПЕВАНИЕ
Задачи распевания: подготовка голосового аппарата к пению, развитие звуковысотного слуха, развитие вокально-хоровых навыков и умений: посадка, чистота интонирования, кантилена, дыхание, дикция, звукообразование, артикуляция, расширение диапазона ид.
Выбор материала для распевания – образцы народного фольклора с небольшим диапазоном, фрагменты песен, мелодии инструментальных сочинений, технические упражнения.
Использование приёмов: ориентация на графическую запись мелодии (лестница, «столбица»), ноты, методика Г.А. Струве ( рука - нотный стан), методика В.Изюменко, пластическое интонирование ( показ фразировки, ритмической пульсации), игровые приёмы.
Исполнение выученных песен.
О ПЕНИИ В ПЕРИОД МУТАЦИИ
Мутация – это смена детского голоса на взрослый, когда вместе с гормональной перестройкой в голосообразующей системе меняются размеры ее составляющих.
В основной школе у девочек смена голоса приходится на 12–13 лет, у мальчиков – на 13–15 ( осиплость голоса, ограничения диапазона, ограничения объёма дыхания и др.).
В этой связи учитель музыки особенно бережно должен относится к охране голоса учащихся.
На уроках музыки в основной школе отдается приоритет исполнению песен с ограниченным диапазоном песенно-речитативного характера (авторская, туристская песня), использованию сценических действий, музыкальных инструментов в процессе работы над песнями, фрагментами вокальных номеров из опер, мюзиклов.
ПОДГОТОВКА ХОРА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Проверка внешнего вида участников хора, ансамбля.
Отработка входа на сцену, выхода со сцены.
Эмоционально-положительный настрой хорового коллектива, ансамбля на выступление.
Формирование у хористов чувства ответственности, коллективизма, стремления к успешности певческой деятельности, к самовыражению через пение.
Акцентирование внимания к жестам дирижёра.
Акцентирование выступающих на начало аккомпанемента, фонограмму (вступление, проигрыш, окончание).
Рефлексия после выступления.
РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Выбор песен в соответствии с учебной темой, певческими возможностями класса, необходимостью подготовки к праздникам, конкурсам, фестивалям и др.
Включение в песенный репертуар образцов народного фольклора, произведений композиторов-классиков, адаптированных мелодий из музыки религиозной традиции, сочинений современных композиторов.
Выбор произведений для концертных выступлений по принципу контраста.
Также учителю музыки следует держать в поле зрения то обстоятельство, что в последнее время значительно увеличилось количество детей школьного возраста с физиологическими нарушениями координации между слухом и голосом.
«КАЖДЫЙ КЛАСС – ХОР!»
«Каждый класс – хор!» – к этому идеалу должен стремиться каждый учитель музыки, считал композитор Д.Б. Кабалевский. Достичь этого можно лишь в том случае, если педагог – музыкант отчетливо представляет себе многообразия задач пения и согласует последовательность формирования певческих навыков и умений с возрастными особенностями школьников, уровнем общего и музыкального развития каждого конкретного класса.
ТЕХНОЛОГИИ МУЗИЦИРОВАНИЯ
Игра на музыкальных инструментах (приемы и способы звукоизвлечения, ритмические партитуры, ансамбль и оркестр, развитие навыков ансамблевой игры; пластическое интонирование, импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, художественные); свободное дирижирование, инсценирование, драматизация программных сочинений; сочетание пения, движения, игры на музыкальных инструментах.
ЧТО РАЗВИВАЕМ В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ?
Формирование умений и навыков дифференцированного «слышания» музыкальной ткани сочинения, выделения в ней интонаций, метроритмических, ладовых, темповых, динамических, тембровых и прочих особенностей.
Освоение элементов формы – фраза, построение, вступление, заключение (кода), разделы частей композиции.
Освоение приемов развития – повтор, контраст, вариативность.
ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ АССОЦИАТИВНООБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Психическое развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры, включающей различные знаковосимволические системы – вербальные (словесные), невербальные, звуковые, письменные, визуальные, оптико-кинетические (жесты, мимика); пара- и экстралингвистические (вокализация, пауза, темп); проксемантические (пространство, время), кодовые системы и др.
ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ АССОЦИАТИВНООБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ (АОМ)
В художественной педагогике используются различные трактовки понятия, направленных на развитом АОМ школьников: «синтез искусств», «интеграция искусств», «взаимодействие искусств», «конвергентность».
АОМ формируется в процессе использования метода «тождества и контраста» («сходства и различия») при анализе образов различных видов искусства (музыка – литература – живопись – скульптура – архитектура – графика - народно-прикладные ремесла), синтетических жанров музыки (опера, балет, мюзикл, рок-опера и др.).
ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Музыкальная культура – понятие очень широкое, включающее жизненно-музыкальный опыт, слуховые представления, знания о музыке и музыкантах, ассоциативные связи музыки с другими видами искусства и другие показатели.
Выполнение диагностических заданий: из учебников и рабочих /творческих тетрадей, контрольно-измерительных материалов (КИМ), ВПР, тестов, анкет самостоятельных и контрольных работ, мини сочинений, эссе, проектов.
Диагностика должна опираться на ЗВУЧАЩУЮ МУЗЫКУ!
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данные технологии исследовались в трудах и Дж. Дьюн, У. Калпатрика, С. Шацкого, А. Асмолова, Е. Полат, Г. Селевко и др.
Этапы разработки пректа:
Выбор темы проекта (однопредметного, интегрированного, игрового, информационного и др.); определение состава команд (групп);
Формулировка цели и задач проекта (гипотеза-в исследовательском проекте);
Определение этапов работы над проектом;
Рефлексия поэтапной деятельности;
Художественное оформление проектов (включая презентацию);
Определение и реализация формы защиты проекта;
Оценка эффективности и социальной значимости проекта.
ФОРМЫ ЗАЩИТЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Большое значение в процессе защиты ученических проектов имеют следующие факторы: театрализация, наличие состязательного элемента; создание эстетического пространства (костюмы участников, декорации, афиши, программы, оформление пригласительных билетов, украшение сцены, зала, разработка символики для команд), позитивный настрой, мотивационный аспект для успешной совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов школы.
К формам защиты проектов относятся: конкурсы, марафоны, КВНы, различного рода турниры, ринги, путешествия и т.д.
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И АРТТЕРАПИИ
Данные технологии исследовались Е. Ильиной, Л. Лебедевой, В. Петрушиным, В. Шушарджаном и др.
Направлены на коррекцию психо-эмоциональных состояние детей, создание благоприятных условий для восприятия и исполнения музыки, использования «фоновой» музыки.
При пении: расширение объема дыхания, координацию слуха и голоса, развитие дикции, артикуляции, осоз-нанного воспроизведение текстов.
При музицировании: координации слуха и моторики движений, различение тембров инструментов.
Понимание значения музыки в различных жизненных ситуациях для оздоровления человека.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Исследовались А. Бороздиным, Т. Затяминой, И. Красильниковым, Г. Тараевой, Ю. Шмалько, Д. Юлановой и др.
ИКТ, направленные на развитие информационной компетентности учащихся, включают в себя: энциклопедии, электронно-образовательные ресурсы, приемы работы с ПК, планшетом, интерактивные игровые обучающие программы, фрагменты видеофильмов (опер, балета, мюзиклов, рок-опер, выступлений различных исполнителей и коллективов), приемы игры на синтезаторе, работы с электронными учебниками, фонограммы для слушания музыки и исполнения песен, мультимедийные презентации и др.
ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УМК «МУЗЫКА»
Технологии освоения содержания УМК «Музыка» рассматриваются в исследованиях следующих авторов: Е.Д. Критской, В.В. Алеева, Т.В. Надолинской, Г.П. Сергеевой, М.В. Красильниковой, Л.В. Школяр и др.
Направлены: на выявление особенностей усвоения УМК в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности уч-ся (см.: Сергеева Г. П .Учебники на уроке музыки: теория и практика. – М.,2016).
ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Составление и реализация плана музыкально-эстетического саморазвития, самообразования;
Формирование персональной или коллективной музыкальной фонотеки;
Создание домашней видеотеки (музыкальные фильмы, экранизации опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, концертных программ);
Создание банка персональных презентаций по учебным темам учебников;
Формирование умений пользователя Интернета по поиску необходимых материалов;
Формирование индивидуального портфолио школьников (портфеля достижений эссе, сочинения о музыке и музыкантах), выполненные самостоятельные, контрольные работы, тесты, грамоты за участие в различного рода проектах, олимпиадах, конкурсах фестивалях и др.;
«пробы пера» (эссе, отзывы, заметки в газету, журнал о музыке, музыкантах, событиях музыкальной жизни) и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ И МЕДЕЛИРОВАНИЯ УРОКАХ
Данная технология связана с пониманием содержания ФГОС и Примерных программ разных уровней образования.
Направлена на осмысление и реализацию учителем содержания, структуры рабочих программ (включая пояснительную записку, календарно-тематическое планирование); создание сценариев и технологических карт уроков: тип, вид, жанр, драматургия урока, его художественно-педагогическая идея, критерии отбора материала, технологий, учет возрастных особенностей уч-ся, развитие УУД, достижение планируемых результатов обучения в процессе использования разнообразных видов деятельности учащихся: восприятие музыки и размышления о ней, пение, музицирование, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, импровизации, подбор ассоциативно-образного ряда, проектная и исследовательская деятельность, работа с учебниками и тетрадями и др.