Презентация на тему "МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» (А.Н. БЕРНШТЕЙН)"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 125
Презентация "Презентация на тему "МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» (А.Н. БЕРНШТЕЙН)"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Биографические данные
Сын Н.О. Бернштейна, брат С.Н. Бернштейна.
Окончил медицинский факультет Московского университета (1893). Специализировался, а затем работал (до 1902) ординатором, ассистентом в психиатрической клинике С.С. Корсакова; приват-доцент психиатрии медицинского факультета Московского университета (1902–18).
С 1893 по 1914 неоднократно совершенствовался в психиатрических
А.Н. БЕРНШТЕЙН
Работа в медицине
В 1899 по его инициативе был создан Центральный полицейский приемный покой для душевнобольных, который Бернштейн возглавлял до 1918, превратив его в 1903 в учебно-научную базу Московского университета; там в 1907–09 проводились курсы усовершенствования психиатров.
Одновременно заведовал психологической лабораторией психиатрической клиники Московского университета (1901–05) и Педагогического собрания (1907—12). Был профессором.
С 1919 заместитель заведующего Главного управления научных учреждений академического центра Наркомпроса РСФСР.
В 1920 участвовал в создании Государственного Московского психоневрологического интерната, который возглавил в 1921.
Научная работа
Основные научные труды Бернштейна посвящены прикладной и экспериментальной психопатологии, психиатрической диагностике (в т. ч. клиническому значению т. н. мышечного валика – докторская диссертация 1900) и методологии, пропаганде нозологического направления в психиатрии, организации психиатрической помощи больным, в т. ч. подследственным.
Его именем названы два симптома психических расстройств. Предложил экспериментально-психиатрический метод оценки интеллекта при некоторых психических болезнях. Один из учредителей и издателей журнала «Психотерапия» (1910) и «Журнала психологии, неврологии и психиатрии» (1922).
Книги
Клинические приемы психологического иссл. душевнобольных, М., 1911;
Клинические лекции о душевных болезнях, М., 1912.
МЕТОДИКА
"ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ“
ОПИСАНИЕ
Методика предложена А.Н. Бернштейном (см. С.Я. Рубинштейн, 1970, 1986), но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную
последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению.
Устный рассказ показывает уровень развития ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Ребенок должен выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.
Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является следующая последовательность событий: семья обедает, потом моется посуда, в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей и их отношения. Например, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, в которой первый мальчик плачет.
После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.
Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.
ИНСТРУКЦИЯ.
«Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда вторую, третью..., а сюда последнюю».
ФОРМА ПРОТОКОЛА
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.
Высокий уровень понятийного мышления – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Литература:
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184с. (С. 90)
2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: “Педагогічна преса”, 2000г. – 94с. (С. 33)
3. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.