В.Г. Короленко В дурном обществе. Сюжет и композиция
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 159
Презентация "В.Г. Короленко В дурном обществе. Сюжет и композиция" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, “нравственным гением” русской литературы был
Владимир Галактионович
Короленко
(1853-1921)
Короленко родился в 1853 году в Житомире. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы.
Музей Короленко в Житомире
Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой гимназии в Ровно не было).
В те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки — древнегреческий и латынь, — и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам.
После реальной гимназии поступать
в университет было нельзя: выпускник
мог рассчитывать только на получение “реального” образования: инженерного, сельскохозяйственного.
Короленко
в молодости
Ровенское реальное училище
Короленко окончил гимназию с серебряной
медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться.
Материальные трудности мешали этому: пришлось
добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 году Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева).
Петровская Земледельческая Академия
Санкт-Петербургский практический технологический институт
В академии были установлены жёсткие полицейские порядки: во всём мире после Парижской коммуны 1871 года возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал — Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всём, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.
Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодёжи. В 1876 году он подал коллективное прошение от имени семидесяти девяти студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключён. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.
Царское правительство считало Короленко “опасным агитатором и революционером”, и в 1879 году Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию.
Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — “за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние”.
Первое своё серьёзное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.
В 1881 году был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чём не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору.
Он написал: “Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу”. За это он был отправлен в самую тяжёлую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далёкой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал
рассказ «В дурном обществе».
Позже повесть «В дурном обществе» была адаптирована в более подходящий для детей вариант, который публиковался в виде рассказа «Дети подземелья».
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«В дурном обществе» - повесть.
Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем.
В этом произведении две сюжетные линии:
линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и
линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси).
Пересечение этих линий приводит к изменениям
Васиной жизни и в жизни этой семьи.
СЮЖЕТ
И
СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I. Развалины. Я и мой отец. (Экспозиция.)
II. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
III. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
IV. Среди серых камней. (Развитие действия.)
V. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
VI. Осенью. (Развитие действия.)
VII. Кукла. (Кульминация.)
Заключение. (Эпилог.)
VIII. Смерть Маруси. (Развязка.)
Композиция – строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено.
В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
От чьего имени ведется рассказ?
Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
- Тюрьма - главное архитектурное сооружение города
серые заборы, пустыри с кучами хлама
подслеповатые хатки
деревянный мост кряхтит, шатается
вонь, грязь
СЕРЫЙ, СОННЫЙ ГОРОД.
СТАРЫЙ ПОЛУРАЗРУШЕННЫЙ ЗАМОК.
Черные впадины выбитых окон
в пустых залах ходил таинственный шорох
ужас разливался от старого замка
Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
“Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках”. Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
Как складывались отношения Васи с отцом?
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
Почему мальчик начал бродяжить?
Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен
что-то сделать и могу
что-то сделать, но
только не знал, что
именно”.