Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки"

Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки"

Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки" - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки":
Cкачать презентацию: Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки"

Презентация "Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ<br>Тема: Развитие образования в современном мире как услови
1 слайд

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: Развитие образования в современном мире как условие развития науки

выполнила: студентка 1 курса магистратуры очно-заочной формы обучения АФКиС ЮФУ
Петрусенко Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ<br><br>Развитие образования в современном мире как условие развития наук
2 слайд

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

Развитие образования в современном мире как условие развития науки.
Компетентностный подход к построению образования в зарубежных странах и в России.
Тенденции развития образования в мире.
Направления поиска проблем в образовании: интеграционные процессы в Европе, государственная политика, персональные мнения ученых, исследования, образовательная практика – опыт инновационных учреждений.
2

Теория образования как человеческого капитала<br>70-е годы ХХ века. США, Англия, Франция.<br>Главные
3 слайд

Теория образования как человеческого капитала
70-е годы ХХ века. США, Англия, Франция.
Главные идеи:
Образование есть преобразующая сила общества.
Вложения (инвестиции) в образование – это ключ к экономическому и социальному прогрессу.
Лозунг – «От улучшения школы к улучшению общества».
Реализация теории в практике образования:
Компенсирующее обучение для обездоленных детей (программы «Старт» и «Сезам» в США: помощь дошкольникам при подготовке к школе, учебные телепередачи – элементарные сведения о грамматике и математике)
Летние школы-лагеря для отстающих
Учителя-репетиторы
Программа «приоритетных зон» во Франции – дополнительные средства для интенсивных учебных занятий в школах, где велико отставание учащихся (свыше 60%)
Привлечение родителей (Япония).
Государственная политика в области образования в развитых странах мира строится на этой теории.
3

Теория соответствия образования уровню развития общества<br>Главные идеи:<br>Образование – это зерка
4 слайд

Теория соответствия образования уровню развития общества
Главные идеи:
Образование – это зеркало общества.
Главная функция образования – воспроизводство существующего общества.
Глобальный кризис образования, выражающийся в неуклонном снижении уровня подготовленности выпускников школ – результат кризиса в обществе.
Изменить нужно сначала общество, его экономический базис, а затем – образование.
Государственная политика в области образования в развивающихся странах мира строится на этой теории.
4

Теория гуманизации образования<br>90-е годы ХХ века.<br>Главные идеи:<br>Образование является средст
5 слайд

Теория гуманизации образования
90-е годы ХХ века.
Главные идеи:
Образование является средством развития личности.
Образование рассматривается не только как социальная ценность, но и как личностная.
Средства реализации:
Индивидуализация обучения
Свободное воспитание
Возрождение идей «новой школы»
Построение индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий обучения
Ни в одной стране мира эта теория еще не стала основой государственной политики в области образования. Это общая тенденция развития образования как системы в мире.
5

Модели развития школы в Западной Европе <br>(по материалам исследования Ф. Ванискотт) <br>5 прогност
6 слайд

Модели развития школы в Западной Европе
(по материалам исследования Ф. Ванискотт)
5 прогностических сценариев:
Школа, которая учит
Селекционная школа
Школа в социокультурной системе
Технологическая школа
Дифференцированная школа

6

Школа, которая учит<br><br>Главная задача – прочное овладение базовыми знаниями. Используются и трад
7 слайд

Школа, которая учит

Главная задача – прочное овладение базовыми знаниями. Используются и традиционные, и новые технологии. Основное внимание уделяется обучению. Вопросами социализации и развития занимается семья, церковь, учреждения культуры.
7

Селекционная школа<br><br>Принцип жесткой дифференциации. Главное внимание уделяется тем учащимся, к
8 слайд

Селекционная школа

Принцип жесткой дифференциации. Главное внимание уделяется тем учащимся, которые способны усваивать сложный учебный материал. «Индивидуальное продвижение» учащихся, подготовка элиты общества.
8

Школа в социокультурной системе<br><br>Оптимальное соотношение между обучением и воспитанием. Индиви
9 слайд

Школа в социокультурной системе

Оптимальное соотношение между обучением и воспитанием. Индивидуальное развитие каждого ученика и формирование ответственных граждан общества.
9

Технологическая школа<br><br>Широкое использование современных и будущих ТСО. Коренное изменение уче
10 слайд

Технологическая школа

Широкое использование современных и будущих ТСО. Коренное изменение учебного процесса. Домашнее обучение у экрана монитора и в учебных центрах, обладающих огромным банком данных. Изменится роль учителя.
10

Дифференцированная школа<br><br>Гибкая система школьного обучения. Возможность выбора различных напр
11 слайд

Дифференцированная школа

Гибкая система школьного обучения. Возможность выбора различных направлений учебы. Исключена жесткая принудительная селекция и конкуренция между учащимися. Каждый ученик с помощью тьютора составляет индивидуальный план обучения – освоение базовых знаний в индивидуальном темпе. Широкий набор профилей обучения, возможность их смены.
11

Компетентностный подход<br>12<br>ответ на появившееся противоречие между: <br>необходимостью обеспеч
12 слайд

Компетентностный подход
12
ответ на появившееся противоречие между:
необходимостью обеспечения современного качества
образования и невозможностью решить эту задачу
традиционным путём из-за увеличения объёма
информации, подлежащей усвоению
1
2
3
акцентирует внимание на результате образования.
В качестве результата рассматривается
не сумма усвоенной информации, а способность человека
действовать в различных проблемных ситуациях
совокупность общих положений, определяющих логику
образовательного процесса, ориентированного на
развитие системного комплекса осведомлённости,
умений, смысловых ориентаций, адаптационных
возможностей, опыта и способов преобразовательной
деятельности с получением конкретного продукта

13<br>Различия в основаниях компетентностного подхода<br>
13 слайд

13
Различия в основаниях компетентностного подхода

Компетентностное образование – новая модель качества образования<br>14<br>Компетентности – наиболее
14 слайд

Компетентностное образование – новая модель качества образования
14
Компетентности – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Предпосылки развития компетентностного подхода в образовании:
появление нового типа экономики, вызвавшее потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда и видов профессиональной деятельности;
интенсивное развитие информационных технологий;
возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов;
рост динамики модификации профессий, их глобализация.

Определения понятий<br>Компетенция (от лат. competeo –  добиваюсь, соответствую, подхожу) 1) круг по
15 слайд

Определения понятий
Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, предоставленный законом, актом и т.д.; 2) знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.
Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств.
15

Компетентностный подход<br>совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содерж
16 слайд

Компетентностный подход
совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов:

1. Смысл образования - развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе социального и собственного опыты учащихся.
2. Содержание образования – это социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
3. Смысл организации образовательного процесса -создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. (Лебедев О.Е., 2004)

16

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного<br>17<br>
17 слайд

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
17

Характеристики компетентности<br>компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умени
18 слайд

Характеристики компетентности
компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами;
компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.
(Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.)

18

Основы европейского подхода к определению ключевых компетенций<br>Разные подходы к тому, что определ
19 слайд

Основы европейского подхода к определению ключевых компетенций
Разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две:
уметь писать (scriptural thought (writing) )
уметь думать (rational thought),
или семь:
учение (learning);
исследование (searching);
думание (thinking);
общение (communicating);
кооперация, взаимодействие (co-operating);
уметь делать дело, доводить дело до конца (getting things done);
адаптироваться к себе, принимать себя (adopting oneself).

19

ЮНЕСКО<br>Научить получать знания<br>Научить работать и зарабатывать<br>Научить жить<br>Научить жить
20 слайд

ЮНЕСКО
Научить получать знания
Научить работать и зарабатывать
Научить жить
Научить жить вместе
В итоговом докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование:
сосуществовать (осуществление совместных проектов или разумном и мирном решении неизбежных конфликтов);
учиться ( широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин);
работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями);
жить (усиление личной ответственности в коллективных проектах).
20

Цели школьного образования <br>с точки зрения компетентностного подхода <br>1. Научиться учиться, т.
21 слайд

Цели школьного образования
с точки зрения компетентностного подхода
1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

21

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования (Гурьянова А.В.)<br>эта
22 слайд

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования (Гурьянова А.В.)
этап – целеполагание: цели формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта
этап – проектирование. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции;
этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Исследовательский метод и вид деятельности; самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
этап - подбор диагностического инструментария (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Ключевые компетенции (И.А. Зимняя)<br>1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, су
23 слайд

Ключевые компетенции (И.А. Зимняя)
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

23

Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)<br>2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию челове
24 слайд

Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

24

Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)<br>3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:<br>компете
25 слайд

Ключевые компетенции (И.А.Зимняя)
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.

25

Тенденции развития мировой образовательной системы:<br>усиление базового образования, то есть блока
26 слайд

Тенденции развития мировой образовательной системы:
усиление базового образования, то есть блока обязательной общеобразовательной подготовки;
интеграция содержания образования;
профессионализация, расширение программ трудового обучения;
дифференциация образования;
формирование разных типов школ;
совершенствование классно-урочной системы.
26

Усиление базового образования<br>Базовое образование – обязательный минимум содержания образования д
27 слайд

Усиление базового образования
Базовое образование – обязательный минимум содержания образования для всех. Примерно 50% учебного времени. Остальные предметы – по выбору.
Базис в США: английский язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютерная техника.
Великобритания: английский язык и литература, математика, религия, физкультура.
По выбору может быть до 1000 предметов.
Причина тенденции – угроза размывания систематического базового образования. Дети заканчивают одну школу с совершенно разными по содержанию знаниями.
27

Профессионализация, расширение программ трудового обучения<br>Более широкая базовая подготовка в рам
28 слайд

Профессионализация, расширение программ трудового обучения
Более широкая базовая подготовка в рамках трудового обучения. Престижные специализации: строительство коттеджей, ремонт автомобилей, сборка компьютеров.
Начальная школа – общие понятия об экономике и производства, информация о профессиях.
Основная школа – предпрофильная подготовка.
Средняя школа – специальные учреждения общего образования: технический колледж (США, Япония), технических лицей (Франция), современная школа (Великобритания), реальное училище (ФРГ). Стажировки в компаниях, на предприятиях, в магазинах. Уроки профориентации.
28

Дифференциация образования<br><br>Проблема дифференциации связана с проблемой социальной селекции. <
29 слайд

Дифференциация образования

Проблема дифференциации связана с проблемой социальной селекции.
Начальная школа единая.
В основной школе начинается дифференциация через выборные курсы.
Средняя школа (старшая ступень) полностью дифференцирована. Например, во Франции три варианта старшей школы: общеобразовательный лицей (3 года), технический лицей (2 года), профшкола (1 год). В рамках лицейского образования существует несколько основных модулей-программ: философия-литература, экономика-социология, математика-физика, математика-естествознание, математика-техника.
29

Разные типы школ<br><br>Учебные заведения, промежуточные между начальным и средним образованием (11-
30 слайд

Разные типы школ

Учебные заведения, промежуточные между начальным и средним образованием (11-12 лет – 15-16 лет)
Специальные школы для одаренных детей
Экспериментальные школы (апробируются новые методы и формы обучения)
Образцовые лицеи
Открытые школы (свободное общение, гибкий ритм, совместное планирование видов деятельности, без расписания, уроков, парт).
Снежные классы – поездки учащихся с учителями во время зимних каникул.
Школа без стен – занятия в конторах, офисах, лабораториях, магазинах.
30

Совершенствование классно-урочной системы<br>Создание подвижных групп внутри класса. Переход от обще
31 слайд

Совершенствование классно-урочной системы
Создание подвижных групп внутри класса. Переход от общения «учитель - ученик» к общению «учитель – группа - ученик».
Связано с потребностью научиться работать в команде, преодолеть индивидуализм.

Мировые тенденции развития высшего образования
диверсификация высшего образования;
радикальное обновление учебных программ;
усиление взаимосвязи высшей школы с миром труда;
развитие социального диалога и социального партнерства;
движение от понятия квалификации к понятию компетенции;
выдвижение качества высшего образования на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

31

Отзывы на edulib.ru"Презентация "Развитие образования в современном мире как условие развития науки"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать