Презентация к проекту по русскому языку "Говорите правильно!"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 162
Презентация "Презентация к проекту по русскому языку "Говорите правильно!"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Тема проекта:
«Говорите правильно!»
Автор: Яковлев Андрей Михайлович
ученик 7«А» класса школы №86 г. Челябинска
Наставник: Гаврилова Екатерина Андреевна
учитель русского языка школы №86
Челябинск, 2019
Цель исследования
Выяснить изменения в речевом потоке, выявить частотные ошибки в устной речи семиклассников.
Задачи исследования
1. Познакомиться с теоретической литературой по вопросу правильного произношения;
2. Записать речь школьников выбранного седьмого класса.
3. Проанализировать речь школьника-семиклассника, сопоставить с нормой с целью выявления частотных ошибок;
4. Разработать рекомендации по формированию правильной устной речи.
Орфоэпические нормы
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
Орфоэпия включает в себя следующие разделы:
1)Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
2)Особенности произношения заимствованных слов.
3)Особенности произношения отдельных грамматических форм.
4)Особенности произношения русских имен и отчеств.
5)Понятие произносительных стилей, их особенности.
Акцентологические нормы
Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus - ударение). Нарушения норм ударения – одно из распространенных явлений в устной речи. Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.
Особенности русского ударения:
1. Ударение в русском языке свободное.
2. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным.
Речевые ошибки
Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм в широком понимании. По мнению Стеллы Наумовны Цейтлин, ошибки, не зависящие от формы речи, относятся к «речевым».
Виды речевых ошибок
1) Употребление слов в несвойственных им значениях.
2) Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология).
3) Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово).
4) Смешение лексики разных исторических эпох.
5) Плеоназм (скрытая тавтология).
6) Употребление лишних слов.
7) Неудачное употребление местоимений.
8) Неоправданное повторение слов.
Частотные ошибки
(в устной речи семиклассников)
1) ударения в словах (акцентологические нормы): звОнит, средствА, форзАц, начАлся, жалЮзи, тортЫ, красивЕе, всех вОзрастов, стИральный порошок;
2) произношения в словах (орфоэпические нормы): «транвай», «кепчук», «какаво», «колидор»);
3) речевые ошибки (морфологические). Неправильное образование формы слова (как правило, глагола): «ложить», «едь», «зажгем», «пекёт», «помахай», «пошлите», «лазеют».
Слова-паразиты
Слово «короче» встретилось в 38 случаях;
заполнение пауз с помощью «это самое» - в 31 случае;
слово «вообще» [ваще] – в 45 случаях;
«типа того» - в 53 случаях;
«прикинь» - в 27 случаях.
«Обсценная лексика» встречалась в каждом третьем диалоге.
Педагогические приемы
1) Подбор рифмы к слову с учетом ударений и заучивание наизусть («А у нашей Марфы все в полоску Шарфы») в 5 классе.
2) Использование цветных карточек («Говори правильно») как в домашних условиях во время самостоятельной работы над запоминанием правильного ударения, так и на уроке в 6-7 классе.
3) Игры в ударения с детьми на уроках с помощью набора карточек под названием «Ударник литературной речи. Игра в ударение» (издательство: «Студии Pagedown») в 6-7 классе.
4) Двухминутная разминка на уроке: «Такая форма не употребляется», «Такого слова не существует» («поезжай, а не едь»; «класть, а не ложить») в 6-7 классе.
Список литературы
1.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц/Под ред. М.А. Штудинера. М.:Рольф, 2000. – 816 с.
2.Беликов В.И. Сколько норм в русском языке?// Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. – М.: Изд. МГУ, 2001.
3.Гончарова Т.В. Речевая культура личности: практикум/Т.В. Гончарова, Л.П. Плеханова.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2014. – 240 с.
4.Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – около 50 000 слов. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.
5.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М.: Русский язык- Медиа, 2005. – 893 с.
6.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2004. – 944 с.
7.Сёмушкина Л.И. Культура русской устной речи: словарь-справочник – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 352 с.
8.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение/Ф.П. Сергеев. – Волгоград: Учитель. - 95 с.
9.Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка/Н.Н. Соловьева. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008 г. – 96 с.
10.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. –М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 192 с.