Презентация по истории родного края
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 123
Презентация "Презентация по истории родного края" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Классный час - экскурсия
«Памятники Элисты»
Подготовила Манджиева Б.Б.,
Учитель калмыцкого языка и литературы
МКОУ «Булуктинская СОШ»
Приютненского района Республики Калмыкия
Основателем Элисты является бывший крепостной крестьянин Степан Прокопьевич Кийков, который по совету калмыка Боле весной 1862 года построил первую землянку в балке Элиста-Сала. К осени 1865 года в Элисте насчитывалось 15 дворов. Этот год считается годом основания города.
С начала XX века Элиста становится центром Манычского улуса Черноярского уезда Астраханской губернии. В феврале 1918 года в Элисте была установлена советская власть. В 1930 году Элисте был присвоен статус города.
В августе 1942 года в ходе Великой Отечественной войны Элиста была оккупирована немецкими войсками. 31 декабря 1942 года город был освобождён Советской Армией. 28 декабря 1943 года калмыцкий народ наряду со многими народами Кавказа был насильно выслан (депортирован) в Сибирь, Северный Казахстан и Дальний восток. В 1957 году, после развенчания культа Сталина, калмыки смогли вернуться. В период с 1944 по 1957 год Калмыцкая АССР была упразднена, Элиста называлась город Степной и входила в состав Ставропольского края.
История Элисты
Элиста́ (от калм. Элст — песчаный) (в 1944—1957 Степно́й) — город на юге России, столица Калмыкии.
Расположен в юго-восточной части Ергеней, в самом центре калмыцких степей.
В настоящее время Элиста — политико-административный и культурно-экономический центр Республики Калмыкия.
Элиста- столица нашей республики
Скульптурная композиция «Эхо»
.
«Эхо» - связь прошлого, настоящего и будущего, преемственность поколений. Сидящий мужчина бережно прижимает к сердцу калмыцкую домбру. Корпус домбры и форме сквозного проема – символ пространственной бесконечности, открытости души народа, готовности к восприятию окружающего мира. Звук домбры говорит всем, что культура не исчезнет, пока живет душа народа.
Скульптор Н. Евсеева. 1996 год. Бронза, высота 3, 5м.
Сооружен в 1965 году в ознаменование 20-летия Победы.
Архитекторы М. и Д. Пюрвеевы,
скульптор Н. Санджиев
Мемориальный комплекс
Вводной частью некрополя являются три устремленных вверх пилона – символы трех поколений. Выполненные из титана (при содействии академика В.П. Глушко), они напоминают непокорившиеся победные штыки. За ними поднимается маршем широкая, замкнутая с двух сторон лестница,
прохождение по которой настраивает человека на торжественное восприятие мемориального ансамбля.
Небольшая площадь с захоронениями и скульптурной группой, изображающей суровые лица участников гражданской и Великой Отечественной войн, и Вечным огнем составляют главное содержание ансамбля. Пламя Вечного огня попадает в поле зрения из любой точки мемориала. В движении горячего воздуха как бы оживают черты обобщенных портретов героев.
Выполненные в большом масштабе (высота - 3м), без подробной детализации, четкие и ясные по форме, они торжественны, монументальны и в то же время индивидуальны в своих характерах.
«Аллея героев»
Центральной фигурой комплекса стал памятник легендарному калмыцкому военачальнику, государственному деятелю, внесшему огромный вклад в послевоенное восстановление Калмыкии, Басану Бадьминовичу Городовикову (работа скульптора Нарана Эледжиева).
Общая высота памятника – 6, 5 метра: 3, 5 метра скульптура и 3 метра постамент.
Мемориальный комплекс
Над проектом мемориального комплекса «Аллея героев» под общим руководством архитектора Владимира Гиляндикова работали скульпторы Наран и Боктан Эледжиевы, Владимир Васькин.
Открытие обновленного мемориального комплекса «Аллея героев» состоялось 8 мая 2005 года. Его реконструкция была начата весной 2005 года и приурочена специально к празднованию 60-летия Великой Победы. Сегодня комплекс включает в себя портретную галерею двадцати четырех Героев Советского Союза и России и тридцати трех Героев Социалистического Труда. Среди них – Эрдни Деликов, Николай Воробьев, Иван Гермашев, Михаил Сельгиков и др
.
В 1908 году из уст великого джангарчи Ээлян Овла ученым Номто Очировым был записан и сохранен для потомков и мировой культуры цикл песен калмыцкого героического эпоса «Джангар». Объем эпического репертуара Ээлян Овла составил 8 049 стихотворных строк.
Калмыцкий народ с особым уважением чтит память знаменитого джангарчи Ээлян Овла. На его родине в поселке Красносельский ныне создан музей, а средняя школа носит имя джангарчи. В 1967 году в Элисте была организована научная конференция, посвященная 110-летнему юбилею джангарчи, на которую приехали делегаты во всех концов бывшего Советского Союза с тем, чтобы обсудить проблемы развития эпической традиции.
Легендарный джангарчи Ээлян Овла родился в семье бедняка. Свободолюбивые богатыри калмыцкого эпоса «Джангар» вселяли в него веру в светлое будущее.
Ансамбль«Джангарчи Ээлян Овла»
Архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин, художник С. Кузнецов. Открыт в 1990 году.
Мечта народа о светлой, свободной и радостной жизни, звучала в поэмах, которые пел Овла, с особой силой. Объезжая хотоны, перед своими земляками он пел песни «Джангара» и тем удовлетворял желание людей, интересующихся подвигами древних калмыцких богатырей.
Верблюд – символ выносливости, мудрости и благополучия. Гордое и величественное, спокойное и безобидное животное, прекрасно понимающее человека и послушное ему.
Скульптура«Верблюд – хозяин степи»
Скульптор С. Ботиев. 1996 год.
Сидящий на баране лукавый старик Кееда, любимый герой калмыцкого фольклора, олицетворяет собой народную мудрость, позволяющую находить выход из любых затруднительных жизненных ситуаций, верить в свои силы и справедливость.
Скульптор Н. Эледжиев. 1996 год
«Кееда»
Памятник открыт в год 400-летия великого ойрат-калмыцкого гуманиста и просветителя, политика и религиозного деятеля, также 350-летия созданной им ойратский письменности “Тодо бичиг” («ясное письмо»).
Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа трудно переоценить. Благодаря научному подвигу великого ламы: изобретению им особого алфавита, передавшего все оттенки родной речи, – калмыки получили собственную письменность. Зая-Пандита и его ученики перевели с тибетского на ясное письмо многочисленные книги по различным областям наук и основные буддийские трактаты. Литературная деятельность ученого заложила основы просвещения народа, распространения буддизма и зарождения ойратско-калмыцкой литературной традиции.
На открытии памятника присутствовали вице-премьер Правительства РФ В. Матвиенко, президент РК, президент ФИДЕ К. Илюмжинов, народный поэт Калмыкии Д. Кугультинов, скульптор Р. Рокчинский.
«Зая-Пандита»
Скульптор Р. Рокчинский. 1999 год.
«Алтн Босх» - Золотые Ворота
Арка – это главный вход в ставку, символ священного порога, символ добра и благополучия, олицетворяющий начало, силу и власть. Проходящий черед Золотые ворота очищается духовно, вступает на высокий путь, путь добродетели – белую дорогу. Здесь под звук колокольчиков загадываются желания.
Художник Н. Борисов. Высота 15 метров.
Выполнены в традициях буддийской архитектуры. Двадцать восемь картин иллюстрируют страницы истории и современной жизни Калмыкии.