Презентация к классному часу на тему: "Памятники "Дороги жизни" (1 доп. класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 125
Презентация "Презентация к классному часу на тему: "Памятники "Дороги жизни" (1 доп. класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Кузнецова Марина Николаевна
Учитель начальных классов
ГБОУ ЛО «Назийский ЦСА»
Памятники «Дороги жизни»
Великая Отечественная война никого не оставила равнодушным, она заглянула в каждый дом, в каждую семью. Долгими и трудными были дороги нашей Победы. Мемориалы «Дороги жизни» позволят нам в мирное время пройти нелёгкий путь тех, кто сражался за жизнь и свободу на ледовой трассе, своими глазами увидеть места боевой славы и почтить память погибших героев.
Памятник блокадной регулировщице установлен в честь девушек-регулировщиц, которые стояли на всём протяжении Дороги жизни. Он находится в самом начале трассы Дороги жизни, на выезде на неё из города. Памятник входит в единый мемориальный комплекс «Дорога жизни – 1 км».
Памятник «Цветок жизни» представлен в 15-ти метровой каменной ромашки с лепестками, на одном из них — личико улыбчивого мальчика, на остальных — слова из детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Рядом находится плита, на которой высечены слова:
ВО ИМЯ ЖИЗНИ И ПРОТИВ ВОЙНЫ ДЕТЯМ — ЮНЫМ ГЕРОЯМ ЛЕНИНГРАДА 1941 - 1944
Вокруг памятника высажено 900 берёз, по одной берёзе за каждый день блокады. Существует ежегодная традиция — 27 января, в годовщину Снятия блокады, повязывать на берёзы красные галстуки в память о мужестве и отваге детей-ленинградцев.
Цветок жизни
Аллея Дружбы
Цветок жизни и траурный курган Тани Савичевой соединяет аллея Дружбы. Вдоль аллеи расположены стелы, на которых записаны имена пионеров, юных защитников Ленинграда — Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград, а также рассказывается о героических подвигах, которые они совершили.
В конце Аллеи Дружбы на невысоком кургане установлено 8 гранитных стел по числу страничек из записной книжки ленинградской школьницы Тани Савичевой. Во время блокады Танечка потеряла всю свою семью. Несмотря на страшное горе, бомбёжки, ужасный голод и холод, девочка дрожащей ручкой записывала в своём дневнике о том, как один за другим умирали члены её некогда очень дружной и счастливой семьи. Как будто Таня знала, что это нужно для истории, для обвинения фашистов перед всей мировой общественностью в их чудовищных злодеяниях. Записывая всё это, в своем глубоком подсознании Таня Савичева верила в победу и в то, что суд над преступниками состоится, и их накажут за все отобранные жизни в родном городе.
Дневник Тани Савичевой
На 6 км «Дороги жизни» - памятный знак «Балтийские крылья». Этот мемориал выглядит как врытое в землю хвостовое оперение самолёта, рядом с ним – стела с пояснительной надписью: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские лётчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни».
На 10-м км Дорога жизни начинает подъём, взбираясь на невысокую (69 метров), но довольно крутую Румболовскую гору. У её подножия находится большое братское захоронение героических защитников «Дороги жизни».
Памятник «Дуб и лавр» выполнен из металла в виде листьев благородного дуба и лавра, олицетворяющих силу и воинскую славу, а перед ними – жёлудь, символ новой жизни.
Слева – небольшая прямоугольная стела, на которой выбито четверостишие:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги!
Памятник «Полуторке» - героической «Машине-солдату» представляет собой точную копию военного грузовика «Газ-АА», отлитую из бронзы в натуральную величину.
Дорога была не асфальтированной, а мощённой камнем; сейчас среди брусчатки пробивается трава, а на фоне выстроились три высокие стелы. Они выполняют роль указателей: на той, что с восточной стороны, написано «На Кобону», «1200000 ленинградцев эвакуировано», на противоположной ей – «На Ленинград», «1500000 тонн грузов доставлено в Ленинград». На средней – такие слова: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом» и «Слава героям Дороги жизни».
На 17-м километре установлен памятник «Катюша» в память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее. . Памятник этот – не машина, а пять двутавровых балок (специально сварены из стальных полос), установленные без всякого постамента, под углом 45º – наподобие направляющих той самой знаменитой РСЗО, которая в своё время наводила панический ужас на немцев.
За деревней Ириновка, на 30-м км Дороги жизни, находится братское кладбище красноармейцев и жителей блокадного Ленинграда, умерших при эвакуации. Здесь погребены около 500 человек.
Приезжающих сюда встречает стела со строчками Михаила Исаковского – первым четверостишием из его стихотворения «Здесь похоронен красноармеец»:
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Памятник расположен на 40-м км Дороги жизни, на Вагановском спуске, с которого в ноябре 1941 первая машина съехала на лёд Ладожского озера, связав осаждённый Ленинград с «Большой землей».
Отсюда каждый год стартует зимний марафон «Дорога жизни» (финиш классической дистанции – у вышеупомянутого «Цветка жизни»).
Если внимательно смотреть под ноги во время посещения памятника, можно увидеть на площадке под арками следы протектора машин, оставленные в бетоне. Главное оружие победы здесь – не танк и не снаряд, а трудяга-грузовик.
Последние пять километров Дорога жизни ведёт вдоль берега Ладоги.
45й км «Дороги жизни» - музей «Дорога жизни», филиал Центрального военно-морского музея.
Символ этого места Осиновецкий маяк, к нему прибывали баржи, груженые зерном и мукой. В посёлке Осиновец находится музей «Дороги Жизни». Экспонаты музея рассказывают о мужестве, стойкости и героизме защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В залах музея собраны многочисленные документы и реликвии тех дней, а на открытой смотровой площадке размещены самолет Ли-2, артиллерийские орудия, катер - «малый охотник», буксир и плашкоут, принявшие непосредственное участие в боях при обороне Ленинграда на «Дороге Жизни».
На железной же дороге последний указатель – 46/47 – стоит у самой станции «Ладожское озеро», конечной на этой ветке. Именно здесь – два последних памятника: паровоз Эш-4375 и мемориал «Кораблям Дороги жизни».
Паровоз этот – настоящий фронтовой трудяга, в годы войны водивший из этих мест до Ленинграда, на ТЭЦ-5 в Невском районе, составы с добытым в окрестных копях торфом.
Памятник же кораблям представляет собой водружённый на гранитный постамент кусок исковерканного металла – часть корпуса одного из потопленных судов. Табличка на камне гласит: «Сталь можно согнуть, человеческую волю – никогда».
Деревня Кобона Кировского района Ленинградской области - через эту маленькую деревеньку прошло более полутора миллиона тонн грузов для блокадного Ленинграда и были вывезены на «Большую землю» более миллиона человек. Для осуществления этих перевозок был создан Кобоно-Кареджский порт. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец; в зимний период — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева. В тоже время по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии с Волховской ГЭС.
Во время Великой Отечественной войны город Новая Ладога сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом, а также это одно из мест дислокации Краснознамённой Ладожской флотилии. В блокаду основной задачей Ладожской флотилии была эвакуация гражданского населения из Ленинграда и поставка в него припасов, которая продолжалась до конца ноября, пока лед не установился окончательно. За это время в Ленинград были поставлены десятки тысяч тонн груза и продовольствия. Было эвакуировано около 33500 жителей. Осенью 1982 года в память о моряках Ладожской военной флотилии, на берегу Волхова был установлен корабль-памятник – тральщик Т-100и пароходный буксир"Харьков".