Презентация "Знаки сокращения нотного письма"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 118
Презентация "Презентация "Знаки сокращения нотного письма"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Знаки сокращения нотного письма
Подготовила: преподаватель МБОУ ДО «ДШИ» пос. Камыши
Пызгарева П.А.
Классическая (пятилинейная тактовая) нотация — следствие длительной эволюции музыкальной нотации в Европе.
Древнейшим видом нотного письма явилась буквенная нотация, возникшая еще в древнегреческом искусстве.
Около IX века нашей эры на Западе появились первые попытки графического изображения относительной высоты звуков и направленности мелодического движения с помощью невм. Невмы имели свои особенности в разных регионах. В древней Руси разновидностью невменной нотации была крюковая нотация.
Истинным реформатором явился создатель современной нотной записи, выдающийся итальянский теоретик музыки Гвидо из Ареццо (Гвидо Аретинский, XI в.). Наряду с введением слоговых названий ступеней, он установил систему четырех линий.
В XIV веке была добавлена пятая линия.
Классический вид музыкальная нотация получила в XVII—XVIII веках.
Знаки сокращения нотного письма, или аббревиатуры (итал. abbreviatura, от лат. abbrevio – сокращаю) — это знаки, посредством которых уменьшается количество основных нотных знаков. В нотном письме используются специальные обозначения, сокращающие нотную запись произведения. В результате, помимо сокращения записи, облегчается и чтение нот.
В классической и народной музыке разных стран, разных национальностей чрезвычайно часто употребляются повторения всего произведения целиком или отдельных его частей.
Используются обозначения, обязывающие исполнять написанное на одну или две октавы выше или ниже. Этим сокращается количество дополнительных линеек, используемых при записи мелодии, что облегчает чтение нот.
Знаки повторения более крупных частей произведения
1. Реприза — употребляется при повторении какой-либо части произведения либо всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
2. Вольта (используется совместно с репризой). Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная скобка. Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2., что значит — первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и для второго раза.
3. Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine (да капо аль фине, т. е. с начала до слова конец), а в конце первой части пишут слово — Fine (конец).
Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тем тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак , а в конце второй части пишут: Dal segno al fine (даль сенье, т. е. от знак (сенио) до конца).
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода.
Знаки повторения более мелких частей
произведения
1. При повторении какого-либо такта один или несколько раз подряд пишут знак:
Например:
2. Многотактовая пауза (например, в оркестровых партиях) обычно – для экономии места – обозначается одним тактом, внутри которого находится горизонтальная черта, ограниченная по краям вертикальными чёрточками, с проставленной цифрой, указывающей количество пропускаемых (то есть паузируемых ) тактов:
3. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующим ребрам длительностей.
Например:
Такие же черты пишутся для повторения целого такта с цифрой над ним, обозначающей, сколько раз его нужно повторять.
Знаки равномерного повторения одного звука
или созвучия
1. Для того, чтобы обозначить равномерное повторение одного звука или аккорда, применяются наклонные черточки. Их количество соответствует длительностям, в которых нужно повторять звук. Наклонные черточки к целой ноте добавляются над или под нею, а к более мелким длительностям - поперек штиля. Общая продолжительность повторения обозначается обычной нотной длительностью:
2. Тремоло (tremolo) — быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков или созвучий.
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.
Октавные знаки
1. Перенос на октаву. Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.
2. Удвоение в октаву. Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 - это значит, что данный звук следует удвоить в октаву.
Например:
При сплошных удвоениях в октаву пишется:
all'8va — удвоения вверх,
all' 8va bassa — удвоения вниз.
Знаки приемов исполнения
1. Длительное использование какого-либо одного приема исполнения (например, стаккато или портаменто) заменяют словом simile, то есть «так же», чтобы не выписывать один и тот же штрих под всеми нотами:
2. В фортепианной литературе очень распространен прием исполнения аккорда не одновременно, а в быстрой последовательности. В этом случае пишут перед аккордом вертикальную волнистую линию, обозначающую особый способ исполнения аккорда — арпеджато (итал. arpeggiato — арфообразно).
3. В современной музыкальной литературе для фортепиано, арфы, баяна широко распространен особый прием исполнения гамм глиссандо (от итал. glissando, от франц. glisser — скользить), при котором все промежуточные звуки (например, по белой или черной клавиатуре рояля) берутся подряд одним быстрым скользящим движением (в основном первым или третьим пальцами).
В современной нотации применяется ряд новых обозначений, относящихся и к сокращению нотного письма и к способам исполнения на различных инструментах, прежде всего – струнных.
К наиболее распространенным приемам современной нотации относятся:
Обозначение пассажей с ускорением и замедлением (а); с замедлением и ускорением (б).
Современные знаки сокращения нотного письма
2. «Квадраты». Заключенная в квадрат фигура повторяется до конца извилистой линии, завершается на любой ноте (в); короткие ноты в тактах без метра повторяются в любых комбинациях до конца извилистой линии; указывается примерная длительность эпизода в секундах (г).
3. Кластеры: одновременное звучание всех или ряда ступеней звукоряда в обозначенном диапазоне.
Иногда в скобках нотами указывается интервал (д);
кластер на белых клавишах обозначается одним общим бекаром, кластер на черных клавишах – одним общим диезом (е, ж); продолжительный кластер, звучание которого периодически прерывается (соответственно просветам в зачерненной полосе);
4. Также возможны обозначения необычных приемов игры на струнных инструментах:
Наивысший звук на струне или клавиатуре (и,к,л)
Игра за подставкой (м)
Новые музыкальные течения 20 века принесли с собой и некоторые изменения способов нотной записи. С одной стороны, это дальнейшее уточнение и обогащение исполнительских обозначений, расширение самого их комплекса. Появляются обозначения, выдвинутые тем или иным композитором и не получившие применения за пределами его собственного творчества. Композиторы, полагающие, что воссоздание их замыслов должно осуществляться в форме, близкой к свободной импровизации, зачастую осуществляют нотную запись своего произведения в виде ряда «намеков», своего рода музыкальной графики.
Карлхайнц Штокхаузен