Презентация по теме: "Тара и упаковочные материалы"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 177
Презентация "Презентация по теме: "Тара и упаковочные материалы"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Содержание:
1. Назначение и классификация тары.
2.Упаковочные материалы.
3.Способы и технологии формирования укрупненной грузовой единицы.
Вопрос 1. Назначение и классификация тары.
Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции. Классификацию транспортной тары можно представить в виде схемы (рис. 2.1.)
Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной (для упаковывания одного изделия), порционной (для размещения определенного количества продукции), подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.
Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее, и также защищает товары от воздействий агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.
Производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной.
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать защиту и сохранность изделия и внутренней упаковки от воздействий внешних факторов при перевозке и перегрузке, обеспечивать удобство механизированных ПРР и максимальное использование вместимости автомобиля.
Тара-оборудование представляет собой специальное изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания.
Тара-оборудование выполняет одновременно функции производственной и транспортной тары и торгового оборудования. Рациональная сфера ее применения — внутрирайонные и внутригородские перевозки, т.е. работа по схеме промышленность (оптовая база) — транспорт — торговля.
Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции.
По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.
Одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда ее возврат невозможен или экономически невыгоден, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и ее потребителями.
Многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.
В зависимости от формы существуют следующие виды транспортной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки и т.д.
Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. Тара может быть изготовлена из различных материалов: дерево, картон, бумага, металл, ткань, полимеры и их различные комбинации. Материал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки И выбирается в зависимости от свойств груза. По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.
Мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объем и массу, удобна в обращении.
Полужесткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.
Жесткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.
В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и нештабелируемую тару.
По способности обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей тара бывает герметичная и негерметичная.
По чувствительности к воздействию динамических нагрузок — прочная и хрупкая.
В нормативной документации при перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом:
Цифровой код
Отсутствие тары00Контейнеры 11
Баллоны 01Мешки 12
Барабаны 02Обертка (кипы, тюки) 13
Бочки 03 Обрешетка 14
Банки 04Пакет на поддоне 15
Бутыли (бутылки)05Пакет в обвязке 16
Бидоны 06Пачки, связки 17
Вкладыши 07Рулоны 18
Коробки 08Фляги 19
Канистры 09Ящики 20
Корзины 10
Буквенный код
Алюминий АПластмасса, полимерыП
Вумага, пергамент БРезина Р
Дерево дощатоеДСтекло С
Жесть белая Ж Целлофан Ц
Картон К Ткань упаковочная Т
Льноджутокенаф ЛФанера, ДСП Ф
Металлы разныеМХолщевина X
Нитролак НЭбонит Э
Каждая цифра определяет вид тары, буква — род материала. Первая группа шифра определяет транспортную тару, а последняя — потребительскую.
Например, шифр 20Д-04 означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.
Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140— 88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из модулей 800 х 1200 и 1000 х 1200 мм. Предпочтительные наружные размеры тары прямоугольного сечения, позволяющие использовать на 100% площадь поддона, следующие: длина — 1200; 800; 600; 400; 300; 240; 200 мм; ширина, высота - 1000; 800; 600; 400; 300; 200; 150 мм. Предпочтительные наружные диаметры транспортной тары круглого сечения должны выбираться из ряда: 800; 600; 484; 435; 400; 370; 351; 320; 294; 277; 266; 246; 226; 219; 200 мм
Ящики — это закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.
Деревянные ящики (ГОСТ 2991—91) используются для упаковывания основной части грузов. Стандартом допускается изготавливать ящики следующих типов:
1.— плотные с цельными торцевыми стенками без планок;
2.— плотные с торцевыми стенками, собранными на двух планках;
3.— плотные с торцевыми стенками, собранными на четырех
планках;
4.— лотки на трехгранных планках;
5.— решетчатые с торцевыми стенками, собранными на двух планках;
6.— решетчатые с торцевыми стенками, собранными на четырех планках.
Основные достоинства деревянных ящиков, сколоченных гвоздями, заключаются в следующем:
максимальная защита содержимого в нем груза от повреждений в виде проколов, деформаций или поломок;
способность обеспечивать опору для транспортируемого груза во время перевозки и хранения;
возможность размещения трудно опирающихся грузов без чрезмерной деформации;
пригодность для размещения в ящике сложных деревянных перегородок и обвязок;
возможность варьирования прочности в результате подбора надлежащего вида ящика, толщины материала и рода древесины;
простота изготовления.
К недостаткам деревянной тары относят:
повышенное соотношение массы тары к объему помещенного в нее груза;
водопроницаемость;
склонность к постепенному разрушению.
Ящики из гофрированного картона должны отвечать общим техническим требованиям ГОСТ 9142—90. Ящики изготавливают складными нескольких типов: с четырехклапанным дном и крышкой, телескопические, оберточные, лотковые. Применяют вспомогательные упаковочные средства: вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.
Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной: значительно легче, дешевле, так как изготовление ее может быть полностью автоматизировано.
Многооборотная тара из синтетических материалов представляет собой разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400 х 300 и 600 х 400 мм. Емкость ящиков 20... 130 л. При этом ящики объемом 20 и 25 л могут штабелироваться на ящики объемом 40; 50; 60; 65 и 78 л.
Возможно штабелирование на европоддонах и специальных поддонах промышленного назначения. Ящики имеют крышки, которые состоят из двух частей, соединяемых по линии типа гребенки. Ящики пломбируются пломбами одноразового использования.
Мешки и кули экономически целесообразны при транспортировании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.
Для упаковывания грузов используют следующие основные виды мешков и кулей: хлопчатобумажные посылочные мешки, льно-джутокенафные и водонепроницаемые текстильные мешки, полиэтиленовые или иные пластиковые мешки и бумажные кули для отправки грузов. Независимо от выбора надлежащего мешка или куля для отправки груза на удобство использования данной тары сильно влияет принцип ее хранения, заполнения и разгрузки. Например, хрупкость бумажных мешков приводит к их разрывам, что происходит обычно в результате хранения мешков при чересчур сухих атмосферных условиях. Такие мешки следует хранить зонах с высокой влажностью.
Мешки бумажные предназначены для упаковывания в них сыпучей и штучной продукции. Согласно ГОСТ 2226—88 мешки могут производиться двух типов: сшитые и склеенные. Мешки обоих типов могут быть с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. Общее число слоев в мешке должно быть от трех до шести. Расположение слоев из битумированной, влагопрочной и ламинированной полиэтиленом бумаги устанавливается по согласованию с потребителем.
Мешки полиэтиленовые для химической промышленности (ГОСТ 17811 —78) могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются ее сохранность и качество.
Полиэтиленовые мешки изготавливают из пленки толщиной 0,15; 0,19 или 0,22 мм для продукции массой соответственно до 20 кг, свыше 20, но не более 30 кг и свыше 30, но не более 50 кг.
Барабаны, бочки и фляги пригодны для различных грузов. Например, в такую тару можно помещать жидкости различной вязкости, порошки, стружкообразные и зернистые химические вещества. Барабаны, бочки и фдяги обеспечивают хорошую защиту грузов, их применяют для перевозки опасных, горючих и коррозионных грузов.
Данная тара предохраняет груз от распыления и проникновения влаги и может быть устойчивой по отношению к водяному пару, создает помеху для хищений грузов. Материалами для ее изготовления служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий, полимерные материалы и др. Тара может быть как наружной, так и внутренней, однократного и повторного использования. Существует ряд возможных способов для закрытия указанной тары.
Вопрос 2. Упаковочные материалы.
В зависимости от назначения упаковочные материалы подразделяют на изолирующие, поглощающие и амортизационные.
Изолирующие материалы служат для защиты груза от воздействия внешних агрессивных факторов. К ним относятся разнообразные виды бумаги, фольги, полимерных пленок и различные их сочетания.
Бумажные изолирующие материалы используют в основном для предотвращения проникновения жиров (пергамент, подпергамент, пергамин) и влаги (парафинированная, водонепроницаемая, битумная и дегтевая бумага). Битумная и дегтевая бумага имеет ограниченное применение, так как вызывает коррозию металлов, поэтому могут быть применены специальные сорта бумаги: биостойкая и антикоррозионная.
Поглощающие материалы используют для поглощения избыточных паров воздуха, проникающих внутрь упаковки, или для предотвращения распространения внутри упаковки жидкостей, вытекающих из поврежденной потребительской тары. К таким материалам относятся активированный уголь и силикагель, обладающие высокой гигроскопичностью, и некоторые другие материалы, впитывающие влагу.
Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изделий при ударах, вибрации, трении выступающих частей изделия о внутренние поверхности транспортной тары и других нагрузках. Требования к амортизационным материалам следующие: небольшая объемная масса, механическая прочность, минимальная остаточная деформация, возникающая в результате действия механических нагрузок, негигроскопичность и химическая инертность, отсутствие абразивных свойств, низкая стоимость и простота изготовления.
Вопрос 3. Способы и технологии формирования укрупненной грузовой единицы.
Понятие укрупненной грузовой единицы.
Пакетный способ перевозки грузов заключается в том, что отдельные штучные грузовые единицы в таре и в незатаренном виде у отправителя объединяют в одно укрупненное место — пакет, как правило, с применением специальных приспособлений (поддонов или увязочных устройств) и доставляют его до получателя без расформирования в пути. При этом погрузка, выгрузка, штабелирование и другие операции при перевозках в прямом автомобильном или смешанном сообщениях выполняют только механизированным способом.
Пакетирование грузов.
Транспортным пакетом называется укрупненная грузовая единица, сформированная из штучных грузов в таре или без нее с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющая форму в процессе обращения и дающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Различают одно- и многооборотные средства пакетирования. При подъемно-транспортных операциях нагрузку, создаваемую грузом, воспринимает несущее средство пакетирования. Разваливание пакета предупреждает скрепляющее средство пакетирования.
Укрупненная грузовая единица, составленная из нескольких транспортных пакетов с применением специальных скрепляющих приспособлений (стропов, рам), следующих вместе с блоком, называется блок-пакетом.
Форма пакета может быть прямоугольной, цилиндрической и трапециевидной. Трапециевидная форма применяется для обеспечения заполнения верхней, суженной части габаритов мест транспортирования и хранения грузов).
К средствам пакетирования относят следующие приспособления (рис. 2.2):
поддон — наиболее распространенное средство пакетирования, поэтому более подробно будет рассмотрен далее;
пакетирующая кассета — несущее специализированное многооборотное средство пакетирования, состоящее из рам, стоек или соединительных элементов;
строп — средство пакетирования, состоящее из жестких и (или) гибких элементов, сеток, скрепляющих пакет груза на поддоне или без него;
обвязка —- скрепляющее средство пакетирования полужесткой или гибкой конструкции (лента, проволока, сетка, пленка, водонепроницаемая бумага и т.п.);
подкладной лист — средство пакетирования, представляющее собой сплошной или со сквозными отверстиями по всей площади лист, имеющий гладкую поверхность, с отогнутым вверх краем (краями);
прокладка для пакетов, используемая в качестве амортизатора, средства предохранения груза от вредного воздействия, а также с целью разделения пакетов;
пакетирующая стяжка — полужесткое средство пакетирования со стягивающим приспособлением.
Поддон — средство пакетирования, имеющее площадку для укладки груза, с надстройками или без них, приспособленное для механизированного перемещения.
Наиболее широкое применение находят плоские поддоны.
Поддон состоит из следующих частей:
настил, на который укладывают груз. На поддоне может быть только верхний настил или два настила с обеих сторон;
три бруса, обычно деревянные, сечением 75 х 5 мм или меньшего размера металлические, которые в случае двухзаходных поддонов проходят по всей длине поддона, а в случае четырехзаходных превращаются в девять кубических брусков, обеспечивающих заход вил погрузчика со всех четырех сторон;
продольные балки, представляющие собой горизонтальные элементы для соединения деревянных кубиков в четырех- и восьмизаходных поддонах.
Ящичные и стоечные поддоны менее распространены, чем плоские, однако число их типоразмеров и сфера применения постоянно расширяются.
стоечные (С) со съемными стойками и съемной обвязкой или несъемными стойками и обвязкой;
ящичные (Я) с крышкой или без нее, имеющие не менее трех вертикальных (закрепленных или съемных) или складных стенок (цельных, решетчатых или сетчатых).