Презентация "Жанна д’Арк как историческое лицо"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 130
Презентация "Презентация "Жанна д’Арк как историческое лицо"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
1.Биография
Жа́нна д’Арк, Орлеа́нская де́ва (совр. фр. Jeanne d'Arc[4]; около 1412[5][6][7][8] — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как ведьма и сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована — причислена католической церковью к лику святых.
Факты о личности
О личности Орлеанской девы и восприятии ее образа в различные исторические эпохи
Личность Жанны д’Арк
В истории Жанны д’Арк очень много загадок. Наиболее простой из вопросов, решение которых доступно историкам, — как ее воспринимали современники, а также то, как формировался ее образ на разных исторических этапах. Это восприятие, безусловно, различается, но мы можем с достаточной долей вероятности проследить его по источникам. Значительно сложнее понять, кем она была на самом деле и кем она сама себя считала. На эти вопросы, как мне кажется, мы никогда не узнаем ответов, мы не увидим Жанну «в действии», не услышим ее собственных слов. Сохранившиеся от XV века документы не могут дать нам полное представление о том, как она сама оценивала собственные поступки и прежде всего тот выбор, который она сделала, оставив свой дом и семью, привычный деревенский уклад, отказавшись от замужества и всю себя посвятив делу войны. То, что мы читаем в материалах судебного процесса, который был возбужден против Жанны д’Арк в 1431 году, не является стенограммой ее высказываний. Это не ее собственные слова, это записи, сделанные третьим лицом, а затем еще и переведенные со старофранцузского на латынь. Этот текст свидетельствует скорее о том, что думали судьи о своей обвиняемой, нежели о том, что говорила она сама. Безусловно, в современной историографии существует так называемое психологическое направление исследований, представители которого пытаются извлечь из источников сокровенные мысли и переживания героев прошлого. И в том числе они, безусловно, очень часто обращаются к личности Жанны д’Арк. Боюсь, что подобные попытки обречены на провал просто потому, что у нас нет и никогда не будет достоверной информации по целому ряду столь интересующих нас вопросов — источники нам ее не дают. И эта проблема навсегда останется открытой.
Факт 1
1. Мифологизация образа
Жанна д’Арк — героиня, о которой сохранилось множество исторических свидетельств: это и правовые документы, и хронистика, и частная переписка, и художественные произведения. Такого количества упоминаний и текстов, полностью посвященных одному конкретному персонажу, применительно к истории западного Средневековья (а возможно, и к истории более поздних эпох) мы, пожалуй, больше не найдем. Сегодня почти немыслимо найти неизвестный источник по истории Жанны д’Арк. Мало того, практически все имеющиеся в нашем распоряжении тексты уже изданы, а не пылятся в архивах. И при этом, как ни парадоксально, Жанна д’Арк остается для нас загадкой. И связано это прежде всего с тем, что мифологизация ее личности началась в тот самый момент, когда она только появилась на исторической сцене, и продолжается по сей день.
Факт 2
2. Проблемы датировки
Вся жизнь Жанны д’Арк окутана легендами. Начиная со дня ее рождения, который, как принято думать, приходится на 6 января 1412 года, и кончая ее смертью 30 мая 1431 года. Эта последняя дата известна нам совершенно точно, поскольку она упоминается в десятках свидетельств современников, в том числе в официальных судебных документах и королевских письмах. Сомнения относительно точного дня рождения Жанны возникают в тот самый момент, когда мы понимаем, что это число — 6 января — упомянуто в одном-единственном источнике и что на этот день в 1412 году приходилось Богоявление Господне. Иными словами, приход в этот мир Жанны д’Арк описан в письме королевского советника Персеваля де Буленвилье как явление второго Иисуса Христа, как рождение Спасителя, который придет на помощь французскому королевству и защитит его от английских захватчиков. Думать, что 6 января был действительно днем рождения Жанны д’Арк, при таких условиях совершенно недопустимо. Данное указание и данное сравнение были использованы де Буленвилье исключительно в пропагандистских целях, дабы укрепить веру в деву среди сторонников французского дофина Карла (будущего короля Карла VII). Аналогия, сближающая Жанну д’Арк с Иисусом Христом, в принципе является, на мой взгляд, ключом к пониманию оценки ее не только ее современниками, но и значительно более поздними поколениями европейцев.
Факт 3
3. Святая vs. ведьма
Иисус Христос в Библии представляется не только Спасителем человечества, но прежде всего истинным пророком, чьи предсказания всегда сбываются. Точно так же в XV веке воспринимали Жанну д’Арк ее сторонники. Для них она являлась пророком, и не просто пророком, но пророком активным, то есть человеком, который сам берется выполнить то, что предрек. Поскольку Иисус Христос в христианской культуре воспринимался как первый из святых, Жанна д’Арк многими ее современниками также начала рассматриваться как святая, пусть даже пока и не канонизированная официально Церковью. Мало того, подобное отношение к французской героине отмечали и ее ярые противники — противники французского короля в противостоянии Франции и Англии, которое позднее назовут Столетней войной. Для англичан и их союзников, подданных герцога Бургундского, Жанна отнюдь не являлась пророком и уж тем более святой. Для них она была прежде всего ведьмой, лжепророком, женщиной, дававшей лживые обещания, обманывавшей окружающих и обманом добивавшейся выгоды для себя. Эта игра на противопоставлении «святая vs. ведьма» продолжалась на протяжении всего XV века. Даже люди, нейтрально относившиеся к Французскому королевству, размышляя о Жанне д’Арк, постоянно держали этот вопрос в голове.
Факт 4
4. Об одержимости дьяволом
В XVI веке дихотомия «святая/ведьма» по-прежнему продолжала присутствовать во всех текстах, посвященных Жанне д’Арк, и связано это было в первую очередь с нарастанием количества ведовских процессов во Франции, с интересом, который просвещенная верхушка общества испытывала к колдовству, магии и связанным с ними «отклонениям» от истинной католической веры. В XVII веке ситуация несколько изменилась, и на место ведьм, которые уже не так интересовали образованные круги французского общества, пришли «одержимые демонами» женщины, а потому дихотомия, в рамках которой «прочитывался» образ Орлеанской девы, также претерпела определенные изменения. В это время появилась и утвердилась идея о том, что Жанна д’Арк, возможно, не являлась истинной пророчицей, что ее голосом говорил не Господь, но дьявол, поработивший ее тело и душу. Для XVII века подобное противопоставление можно считать весьма характерным, и оно действительно занимало умы просвещенной публики до конца столетия, когда процессы об одержимости, как в свое время процессы против ведьм, сошли на нет.
Факт 5
5. Образ простой крестьянки
В эпоху Просвещения история Жанны д’Арк оказалась плотно связана с именем Вольтера, оказывавшего невероятное влияние на восприятие французской героини во всей Европе. С точки зрения прославленного философа, не нужно было быть святой, для того чтобы спасти свою страну. Для этого достаточно было обладать цепким умом, смекалкой, даром убеждения. Все эти качества Вольтер видел в Жанне, простой девушке из народа, не имевшей опыта придворной жизни, не получившей никакого образования и опиравшейся во всех своих начинаниях прежде всего на собственный здравый смысл. Концепция «простой крестьянки», использованной придворными Карла VII в своих политических интригах, надолго заняла умы французского общества. Именно этот образ — образ простушки, которая играла роль инструмента в руках королевских военных советников в условиях Столетней войны, — противопоставлялся на протяжении XVIII века по-прежнему существовавшему образу святой, который поддерживался католической частью общества, католическими историками и представителями Церкви.
Факт 6
6. Канонизация Жанны д’Арк
Даже к концу XIX века, когда уже начался процесс канонизации и поданные в Рим документы проходили проверку в папской курии, дихотомичное восприятие Жанны д’Арк никуда не исчезло. По-прежнему существовал образ народной героини, простой деревенской девушки, своей личной харизмой и патриотизмом увлекшей французов на борьбу с захватчиками. Чуть позднее появился новый вариант данного противопоставления, связанный с широкой оглаской, которую получило во Франции на рубеже XIX–XX веков дело Дрейфуса, — «святая против антисемитки». Наконец, в самом начале XX века «святая» начинает противопоставляться «шизофреничке», и с развитием психиатрии как науки это противопоставление выходит на какое-то время на передний план. Собственно, исключительно как святую Жанну д’Арк начинают воспринимать только в период Первой мировой войны, когда Франция терпит поражение, когда ей вновь, как когда-то в XV веке, угрожают захватчики. В этот момент Жанна становится пусть еще не канонизированной, но святой покровительницей страны. Именно Первая мировая война ставит последнюю точку в затянувшемся споре о святости Орлеанской девы. В 1920 году Жанну д’Арк официально канонизируют как святую деву и защитницу Франции.
ПОДВИГ
Жанна д'Арк - Орлеанская дева - в первую очередь спасала не Францию от иноземного завоевания, она выполняла волю Господа, повелевшего ей в видении - возродить христианскую Францию
Стремление французских королей сохранить особое духовное положение в христианском мире находило поддержку и в сердце французского народа, в котором сакральность королевской власти вполне осознавалась.
Ярчайшим проявлением этого взгляда стал подвиг Орлеанской Девы - Жанны д’Арк. Примечательно, что Жанна в первую очередь спасала не Францию от иноземного завоевания, как это принято думать, а право законного государя воссесть на престол предков. По ее словам, она выполняла волю Господа, повелевшего ей в видении - возродить христианскую Францию.
При этом надо помнить, что так называемая Столетняя война была скорее гражданской войной, чем отечественной, ибо английский король был владельцем Нормандии и его были готовы признать, и признавали многие французские феодалы (в частности, бургундцы).
Но для простого народа, выразителем которого была Жанна д’Арк, английские государи не имели никакого права на Францию, так как они не были Божьими Помазанниками. Жанна сразу заявила, что выполняет Божью Волю, и как только дофин Карл венчается в Реймсе, она вернется к своим прежним обязанностям - деревенской пастушки.
Жанна явилась перед разложившейся, деморализованной французской армией, утратившей веру в победу, на белом коне с развернутым белым знаменем, на котором были начертаны слова Иисус и Мария.
Когда Жанна д’Арк впервые появилась среди солдат, она запретила им сквернословить, изгнала из своей армии всех гулящих женщин, которые всегда сопровождали наемников в походах, заботилась о том, чтобы ее солдаты исповедовались и причащались. Ее товарищам по оружию не раз приходилось видеть ее плачущей среди убитых на поле сражения. Жанна не могла спокойно пережить того, что эти люди, в том числе и её враги англичане, умерли без отпущения грехов. Грубые мужчины, выросшие на войне, склоняли перед ее чистотой головы. Жанна постоянно исповедовалась священнику, который сопровождал ее и ее воинов, за убийство в бою врагов, как за собственный грех.
Между тем она ни разу не обнажила меча и своими руками не пролила ни капли английской крови. Она всегда скакала впереди со знаменем, служа мишенью для английских стрел и внушая французам стыд, если они начинали отступать. Она вела своих воинов за собой и поддерживала в них мужество. Известно, что, по крайней мере, дважды Жанна была ранена.
Когда она добилась победы, и король Карл VII был помазан на царство в Реймсе, Жанна стояла рядом со своим государем, держа в руках свое знамя. На вопрос короля, что она желает в качестве подарка, Жанна ответила: "Государь, подарите мне Францию". Смущенный король сказал, что он дарит ей Францию. На что Жанна с легкой укоризной в голосе ответила: "Я возвращаю ее Вам, Государь, ибо Франция принадлежит не Вам и не мне, она принадлежит - Пресвятой Богородице".
Этими словами Жанна д’Арк напомнила королю истинный смысл королевского служения - быть верным Богу.
РОЛЬ:
Можно с уверенностью сказать, что феномен Жанны д’Арк абсолютно уникален – никогда ни до, ни после её внезапного появления, подобного вспышке сверхновой на небосклоне мировой истории, сопоставимых событий не происходило. Да, мир видел беззаветных героев и творящих чудеса святых, но они не вызывали столько споров, сомнений и вопросов, как Жанна. Дискуссия о том, что же это было в действительности, ведётся практически шесть веков, то утихая, то снова разгораясь. Жанне посвящены десятки книг и исследований, от сухих и скучных биографических трактатов до конспирологических сочинений, но точного ответа на приведённый выше вопрос так и нет. Поставить финальную точку в «деле Жанны д’Арк» мешает нефакторизуемая переменная – признаваемый даже скептиками-материалистами элемент мистики, частица сверхъестественного – несомненно, присутствовавшая в событиях, развернувшихся весной 1429 года и завершившихся костром в Руане 30 мая 1431 года.
Переломный момент:
Битва при Пате состоялась 18 июня 1429 года. Она была частью Столетней войны (1337-1453). После поражения англичан в Орлеане в 1429 году сэр Джон Фастольф отправил свою колонну войск численностью в 5000 человек в Богенси, чтобы освободить английский гарнизон. Приблизившись к нему, они обнаружили французские войска. Английский гарнизон пал. Англичане были в меньшинстве, поэтому решили отступить.
Французские командиры обсудили дальнейшие действия и выбрали стремительное преследование. Под руководством двух генералов и Жанны д'Арк они отправились за армией англичан. Долгое время они никак не могли найти их дислокацию, но помог случай. Когда разведчики проходили мимо поляны, они увидели оленя. В этот момент из прилегающего леса раздался охотничий крик, который раскрыл расположение англичан.
Французские командиры погнали 1500 всадников вперёд. Несмотря на скорость и сноровку, английские лучники оказались не подготовленными к французской атаке, которая случилась около двух часов ночи. Французы атаковали быстро, обойдя неприятеля стороной.
В финальной битве Пате стоил англичанам около 2500 человек, в то время как французы потеряли примерно 100. Победив англичан и успешно завершив кампанию, французы переломили ход столетней войны. Английский корпус понёс значительные потери, а сражение стало одним из первых, когда массированная атака кавалерии преодолела опытных лучников.