Сословный быт-презентация урока истории в 7 классе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 222
Презентация "Сословный быт-презентация урока истории в 7 классе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех, так называемых, великих событий истории», - писал знаменитый русский историк XIX в. И.Е. Забелин.
Актуализация знаний
Тема урока:
«Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа
в XVII веке»
История России , 7 класс
Домашнее задание:
Параграф стр. 113-120
Вопросы и задания на стр. 121
Рабочая тетрадь №1,3,5
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 121).
Задание 1-3 – сообщение, презентация
План:
1.Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке.
2. Общинные традиции.
3. Православие в повседневной жизни русского народа.
4. Образ царя в народном сознании.
5. Домашний быт российских царей.
6. Повседневный быт первого сословия.
7. Повседневная жизнь посадского населения.
8. Быт и обычаи крестьян.
Проблемный вопрос ! (стр. 103)
Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII веке?
Во второй половине XVII века часть русской элиты проникает симпатиями к Западу.
Польский язык на некоторое время становится языком придворной знати.
В XVII веке люди стали осознавать значение для общества труда, экономической деятельности.
Экономическая политика России становится протекционистской.
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
В понимании русским человеком окружающего мира появилось немало нового. Именно с этого времени русский человек в большей мере, чем прежде, ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составляющему ее основу. Даже не имея специальных географических познаний, русский человек впервые осознал бескрайние просторы своего отечества.
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
Преодолев Смуту, русский человек впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности. И это было характерно не только для русских, но и для других народов страны. В то же время установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменивщееся положение крестьянина в обществе
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
Участившиеся контакты России с Европой и Азией поставили жителей России перед необходимостью осмыслить повседневный опыт других людей, уклад жизни которых сильно отличался от общепринятого в России.
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
Церковный раскол изменил церковный ритуал, но не поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви. Он заставил людей задуматься над сущностью веры и ее ролью в своей жизни.
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
Обращение к трудам античных авторов и европейских мыслителей современности вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих по-новому.
Появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России.
Они не всегда получали поддержку правящего слоя. Но именно эти новшества готовили Россию к тем переменам, которые наступили в конце XVII века.
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке
Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в.? Приведите примеры такого влияния
-текст учебника, стр. 94-95
Задание
Освобождение от влияния церкви
Завершение формирования
русской народности и
единого русского
языка
Тенденция
к обмирщению
культуры
Основные тенденции развития культуры
Влияние европейской культуры
Земля и все другие крестьянские угодья (покосы, луга, леса) раздавались крестьянам поровну. Сначала все угодья делили на равные куски по качеству и степени удаленности от селения — хорошие, средние и плохие. Потом каждый крестьянин, согласно жребию, получал по куску угодий каждого качества и удаленности от селения.
Общинные традиции
«Дело в шляпе», — говаривали крестьяне, так как жребий тянули из шляпы. Но: «Жребий метать, после не пенять», «Жребий — Божий суд». Переделы угодий осуществлялись раз в 5—20 лет, обычно в зависимости от «размножения народа». Распределение осуществлялось либо по семействам, либо по тяглам (работающие муж и жена).
Общинные традиции
«На Руси никто с голоду не помирал»
— имелось в виду, что в случае чего мир поможет. «Да и за голодного Бог заплатит», — считал крестьянин.
Общественная защита бедных, нетрудоспособных, вдов, стариков, сирот гарантировалась всем крестьянским миром.
Общинные традиции
В случае постигшего домохозяина несчастья, например пожара, мир дает бесплатно лес для постройки, если кто заболеет, то мир бесплатно исправляет его хозяйственные работы: убирает хлеб, сено и т. п.
Обработать поле и убрать его у одинокого больного, а также привезти лес на постройку мир считает нравственной обязанностью
Общинные традиции
Помочи — совместный неоплачиваемый труд крестьян, имевший добровольный характер, зачастую принимавший форму настоящего ритуального праздника. В помочах отражалось традиционное чувство взаимопомощи русских крестьян на основе взаимности, без эксплуатации одного крестьянина другим.
Для помочей существовали специальные названия: полотушки (толока для очистки поля или огорода от сорняков); сеновницы (помочь для покоса и для гребли сена); дровяницы (помочь для рубки дров).
Общинные традиции
Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.?
Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала для самостоятельной работы.
Задание
Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Духовенство было уважаемым и привилегированным (имеющим особые права) сословием. Оно делилось на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). Духовенство обладало огромными земельными владениями. Оно пользовалось на Руси исключительным уважением.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.
С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Все государственные церемонии сопровождались молебнами
(специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.
Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.
Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие
Таинства(Крещение, Венчание) и богослужения.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала для самостоятельной работы.
Особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в. играли события: церковные праздники – Пасха, Рождество, Крещение; свадьба - венчание, крещение, погребение, в жизни крестьян – «помочи».
Цитаты:- Церковные обряды - крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека. - Вступать в брак можно было не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание.
Задание
В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.
Православие в повседневной
жизни русского народа
Какие ограничения накладывала церковь на поведение и традиции людей в этот период?
На поведение и традиции людей церковь накладывала ограничения в вопросах женитьбы и обязательного соблюдения церковных обрядов.
Задание
Царь на Святой Руси — это помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.
Образ царя в народном сознании
Царь в народном сознании — это не только должностное лицо, но и воплощение народного заступника, гарантия соблюдения традиционных устоев общества.
Образ царя в народном сознании
Русские всегда относились к царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. «Русский Бог — велик», — считал русский человек. «Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ — царелюбивый».
Образ царя в народном сознании
В народном сознании крепко живет вера, что «народ — тело, царь — голова», что «государь — батька, земля — матка», что «царь города бережет», и даже, что «сердце царево в руке Божьей».
Для народа царь есть воплощение его самого, всей его идеи, надежд и верований.
Образ царя в народном сознании
«Нельзя быть земле русской без государя», — говорят народные пословицы. «Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля — вдова». «Грозно, страшно, а без Царя нельзя». «Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле». Все потому, что «без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится». «Бог на небе, Царь на земле». «Один Бог, один государь». «Все во власти Божьей и Государевой».
Образ царя в народном сознании
Помазание на царствие
Михаила Федоровича
Романова
Вообще слово «царь» выражает принцип высшего совершенства— «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Царь-девица», «Царь-земля».
По мнению народа, если у царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение («Не от царей угнетение, а от любимцев царских», «Не Царь гнетет народ, а временщик», «Не Царь грешит, а думцы наводят»).
Образ царя в народном сознании
В народном сознании образ царя венчал сумму главных русских духовных ценностей. Многие века народное сознание рассматривало царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому.
Образ царя в народном сознании
В XVII в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги - спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня.
Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота.
Домашний быт российских царей
Нестеров. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею
Марией Ильинишной Милославской
В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.
Домашний быт российских царей
Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.
Домашний быт российских царей
Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.
Домашний быт российских царей
В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Домашний быт российских царей
1660-1670-е гг. Гравюра Ф. Гильфердинга.
Виды Рима XVIII-XIX веков.
Домашний быт российских царей
Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.
Домашний быт российских царей
Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.
Домашний быт российских царей
Как был устроен быт российских царей в XVII в.? *Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.
Быт российских царей в XVII в.: царский быт отличался необыкновенной пышностью и богатством. Все в нем - роскошные дворцы, дорогие одежды, огромный штат придворных и прислуги - подчеркивало особое положение "Государя вся Руси", стоящего высоко не только над простым народом, но даже и над дворянами и боярами.
Задание
Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.
Домашний быт российских царей
Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
Если в первой половине века главным украшение дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине века, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Главным развлечением царя и его двора была ловчая и соколиная охота. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович любили о хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис, волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трёх тысяч человек.
Домашний быт российских царей
Слово «бояре» не имеет окончательного определения в среде историков.
Общепринято считать, что Бояре – это Крупные землевладельцы, за ними стоят их собственные Военные слуги. Титул боярина был Наследственным, т.е. передавался от отца к сыну. Большинство бояр были служилыми людьми и находились на государственной службе.
Повседневный быт первого сословия
Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского
двора» или «придворный». Дворянство в России возникло в XII веке
При дворах князей. С XIV века дворяне стали получать за службу
землю: так появились помещики. Позднее им была разрешена
покупка земли. При Иване Грозном началось возвышение дворянства.
Царь опирался на дворян в своей борьбе с боярством.
Повседневный быт первого сословия
Бояре являлись советниками государя (великого князя, позже – царя),наиболее приближёнными к нему людьми, с которыми он решал вопросы государственной Важности: начинать ли войну, заключать ли мир, строить ли новые города, вводить или отменять обязанности для своих подданных, кого казнить, а кого миловать. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «царь указал, а бояре приговорили».
Бояре постоянно находились при государе. Они служили при царском дворе, что считалось особенно почетным делом. Бояре сопровождали царя в его поездках и военных походах. пировали вместе с государем. Вместе с царём ездили на соколиную охоту.
Повседневный быт первого сословия
Бояре управляли городами и территориями,
Были наместниками в различных областях страны, служили воеводами. На вверенной ему государем территории воевода обладал полной, неограниченной властью и нёс ответственность за свои действия только перед царём.
Бояре участвовали в войнах,
Которые вело российское государство. Бояре командовали полками.
Повседневный быт первого сословия
Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.
Повседневный быт первого сословия
Дом дворян Херасковых
Дом дворян Приклонских
Дом бояр Романовых
Повседневный быт первого сословия
Каким было жилье знатных людей в России в XVII в.? Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате?
Жилье знатных людей в России в XVII в. по своему укладу повторяло царский двор в миниатюре. Мебель традиционная украшалась росписями и резьбой, но появились и новые предметы мебели – кресла. Также - ковры, картины, зеркала, книги.
Тепло в российском климате в домах знати обеспечивалось тем, что топили печь, которая всегда располагалась в центре жилища и украшалась изразцами.
Задание
Бояре жили в больших каменных домах – хоромах. Боярские хоромы обычно строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.
Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри хоромы были богато украшены. Пол покрывали коврами. Стены обивали дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки- украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в
изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами.
Украшали хоромы зеркалами, драгоценной золотой и серебряной посудой.
Повседневный быт первого сословия
Существующее здание - кирпичное, двухэтажное, с глубоким белокаменным подвалом и третьим деревянным этажом. С внешней стороны имеется декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри здания - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печуры с характерными для XVII в. закруглениями верхов.
Внешнее убранство палат
Повседневный быт первого сословия
…В подвале - сундуки для денег, ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда, а также холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор - предметы, напоминающие о военной службе боярина…
Повседневный быт первого сословия
В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.
Повседневный быт первого сословия
Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.
Повседневный быт первого сословия
Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.
Повседневный быт первого сословия
Боярская столовая — помещение, в котором семья собиралась для обеда, устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости. В углу стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества»- распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Близ стола небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - необходимыми принадлежностями для мытья рук во время пиршества.
Боярская столовая
Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.
Повседневный быт первого сословия
Еда дворян и бояр
Корица
Лимоны
Король в мире специй - шафран
Гвоздика – самая полезная в мире специй
Базилик
Изюм
Повседневный быт первого сословия
Пищу принимали бояре в просторной трапезной.
Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм. Столы покрывались скатертями, расписанными золотом и серебром. Ели бояре из серебряной посуды, пили из серебряных кубков. В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты.
Повседневный быт первого сословия
Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.
Повседневный быт первого сословия
Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы( шерстяные и суконные ткани) .
Повседневный быт первого сословия
Какие предметы, привозимые из-за границы, вошли в обиход русской знати в XVII в.?
В обиход русской знати в XVII в. вошли предметы, привозимые из-за границы:
ковры, картины, зеркала, посуда из стекла, пряности, колбаса, европейское сукно и шерсть.
Задание
Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они
Ходили медленно, важно, степенно. Ходить быстро, торопиться считалось неприличным.
Передвигались бояре верхом на породистых конях или в богато украшенных каретах.
Повседневный быт первого сословия
В городах около городских стен жили ремесленники и городские служилые люди.
Эта часть города называлась Посад. Живших здесь горожан называли посадскими людьми.
Повседневная жизнь
посадского населения
Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.
Повседневная жизнь
посадского населения
Ремесленники – это мастера –
умельцы (кузнецы, сапожники,
портные, гончары, столяры и др.). Ремесленники одной профессии селились вместе. Место, где жили ремесленники, называлось
Слободой. Ремесленники были
свободными людьми. Они
платили в государственную
Казну налог – тягло.
Повседневная жизнь
посадского населения
«Купцом» первоначально называли любого человека, совершавшего торговую сделку (дело), т.е. Получавшего или продававшего тот или иной товар. Купцы, как и ремесленники, объединялись и селились вместе, смотря по тому, кто чем торговал. Жили купцы намного богаче, чем ремесленники и служилые люди. У них были большие красивые дома. В домах купцов было много дорогих вещей, золота и серебра. Купцы любили вкусно и сытно поесть. На них работали слуги.
Повседневная жизнь
посадского населения
Самым многочисленным сословием были крестьяне. Крестьяне – это сельские жители. Название «крестьяне» происходит от слова «христиане», т.е. верующие в Христа и его учение.
Быт и обычаи крестьян
Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством и простейшими ремёслами , но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель.
Быт и обычаи крестьян
Жили крестьяне в деревнях. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т.е. расчищать
участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Крестьяне прежде
всего выбирали и расчищали плодородную землю и лишь после этого основывали небольшое
поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными постройками, домашней птицей
и скотиной. Деревня обычно состояла из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых домов. Наиболее крупным из крестьянских поселений было село. Сёла отличались от деревень тем, что основывались землевладельцами. Здесь находились господский двор и церковь.
Быт и обычаи крестьян
Жили крестьяне в избах. Слово «изба» происходит от «истба», «истопка», т.е. отапливаемое помещение. Изба была небольшого размера, имела, как правило, тесовую крышу, деревянный пол, курную (без дымохода и трубы) печь. Топили «по-чёрному» – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались доской. Рядом с избой на крестьянском дворе находились погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами располагались амбары и баня. К двору прилегал огород.
Быт и обычаи крестьян
Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Избы топились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.
Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в центре России собирали грибы и ягоды.
Крестьянская изба.
Музей деревянного
зодчества в Суздале.
Быт и обычаи крестьян
Основными орудиями труда крестьян были соха (гораздо реже – плуг), серп и коса.
Крестьяне выращивали рожь и овёс, пшеницу, гречиху, ячмень и просо, горох и бобы;
На огородах - репу (она считалась вторым хлебом), капусту, редьку, морковь, свёклу, лук,
чеснок. В сёлах разводили сады, в которых росли яблони, сливы, вишни, малина, крыжовник, смородина . Развивалось пасечное пчеловодство.
Быт и обычаи крестьян
В крестьянской среде трудиться начинали в раннем возрасте. Семьи насчитывали от трёх-четырёх до семи-восьми человек. по обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 15 лет. Мальчиков с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству : ухаживать за скотом, пахать, косить, бороновать землю, ворошить и копнить сено, Плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10-12 лет уже делали все работы по дому. Непререкаемым авторитетом среди крестьян пользовались старики.
Трудовой день у крестьян начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и
осенью – задолго до рассвета. После обеда жизнь в деревнях, как и в городах, почти
замирала: наступал послеобеденный сон. Большое место в быту русских людей занимала
баня. В народе говорили: «коли бы ни бани, то все бы пропали».
Быт и обычаи крестьян
Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным.
Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.
А.Корзухин.
Девичник.
Быт и обычаи крестьян
Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только состоятельные люди, в основном в городах. Довольно часто крестьяне ели пироги с различными начинками: с капустой, грибами, маком, кашей, сладкие с ягодами и мёдом. Весьма распространённой пищей были каши (ячменная, пшённая, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Мясо в деревне ели гораздо меньше, чем в городе; в пищу употребляли говядину, баранину, свинину, дикую и домашнюю птицу. Гораздо чаще мяса наши предки ели рыбу: солёную, вяленую, сушеную. Яйца и молочные продукты (сыр, творог, сметана, масло) не были редкостью на крестьянском столе. Много ели крестьяне грибов и ягод. Вместо сахара крестьяне использовали мёд. Самыми распространёнными напитками были квас, малиновый и клюквенный морс, брусничная вода и ячменное пиво.
Быт и обычаи крестьян
Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна либо из шерстяной ткани. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из кожухов – овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную обувь. Лапти (плетённую из бересты или лыка обувь) надевали, как правило, на пашне, покосах, скотном дворе. Замужняя женщина (из любого сословия) обязана была скрывать волосы под убрусом – платком, закрывавшим голову и спадавшим на плечи поверх одежды. Обязательным элементом одежды мужчин и женщин были пояса – выйти на улицу
Неподпоясанным было нельзя.
Быт и обычаи крестьян
Русские женщины XVII в., по наблюдениям иностранцев, были красивы, среднего роста, нежны лицом.
Одежда была призвана дополнить образ женщины и своим разноцветьем привести в гармонию ее внешний вид. В основе женской одежды лежала рубаха, которая была длиннее мужской. Поверх рубашки надевался летник, не доходивший до пят, с широкими и длинными рукавами.
Приличия требовали, чтобы
одежда на груди женщины была плотно застегнута. Верхней женской одеждой был опашень — длинная одежда с частыми пуговицами сверху донизу. Рукава его были длинными — до пят.
Быт и обычаи крестьян
Чем быт посадских людей отличался от крестьянского?
Быт посадских людей от крестьянского практически ничем не отличался, если это бедные посадские жители. Горожане побогаче жили по-другому: появились «белые избы и горницы» (дым от печи выводился в трубу). Убранство жилища гораздо скромнее, чем жилища первого сословия, но было несколько помещений – дом, хозяйственные постройки, клети, баня, сарай.
Задание
1. По тексту отрывка определите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.
Изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.: употребление иностранных вин, обращение к врачам.
Задание -стр. 113. Изучаем документ
2. Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?
Привычки из описанных автором представителей всех сословий российского общества: носить бороды, есть простую пищу, отдыхать в полдень.
Задание -стр. 113. Изучаем документ
3. Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т.п.), которые отмечает автор.
Особенности русских людей:
- внешний вид – большие бороды и толстое брюхо, волосы – свои, не носили париков,
- привычки – спать после обеда
- питание – простая пища.
Задание -стр. 113. Изучаем документ
Проблемный вопрос ! (стр. 103)
Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII веке?
Вывод
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.