Церковный раскол- презентация урока истории в 7 кл
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 166
Презентация "Церковный раскол- презентация урока истории в 7 кл" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Итоги русско-польского противостояния в XVII в.
Согласны ли вы с мнением
польского историка З. Вуйчика:
«Речь Посполитая утратила важную часть
своих восточных областей:
Северщину, Черниговщину, Смоленщину
и всю Левобережную Украину. <…>
Андрусовский договор означал конец
польской экспансии на восток,
начало русской экспансии на Запад»?
?
Актуализация знаний
Актуализация знаний
Какое масштабное явление происходило в России в начале XVII века?
Вспомните, кто стал патриархом России после окончания Смутного времени?
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА
Разрушение системы государственного управления в результате династического кризиса => СМУТА
Церковный раскол. Реформа Никона 1653
Старообрядчество
Зарождение капиталистических отношений: мануфактуры, рост торгового капитала, формирование Всероссийского рынка
Окончательное закрепощение крестьян
обострение социальных противоречий => «бунташный век»
П
Д
Э
С
Актуализация знаний
Тема урока:
«Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»
История России , 7 класс
Домашнее задание:
Параграф 24
Вопросы и задания на стр. 80
Рабочая тетрадь №1,5-6
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 80).
Задание 2 – сообщение, презентация
План:
1.Церковь после Смуты.
2.Реформа патриарха Никона.
3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.
Проблемный вопрос ! (стр. 75)
Каковы были причины и последствия церковного раскола?
Почему церковный раскол является национальной трагедией России?
Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?
Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.
Задание
Власть
царь
Церковь
Патриарх
Михаил Романов
1613 -1645
Филарет Романов
1619 - 1633
Церковь после Смуты
Смута привела к противоречиям среди священнослужителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Филарет-Лжедмитрия II.
В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.
Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
Н.Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.
Церковь после Смуты
Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? — шел из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу.
Церковь после Смуты
Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве.
Церковь после Смуты
Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли. К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы также остались лишь за патриаршими владениями.
Церковь после Смуты
В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями времени церковные обряды и книги. За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками.
Церковь после Смуты
В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон, и он провел реформу: крещение не двумя,а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды исправлены по византийским образцам.
А.Иванов.
Во времена раскола.
Церковь после Смуты
Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение — вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.
Церковь после Смуты
В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605—1681), возведенный в сан в 1652 г. Мордвин Никита рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре.
Церковь после Смуты
Стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.
Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев. В этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.
Церковь после Смуты
«Кружок ревнителей древнего благочестия»
царь Алексей Михайлович
патриарх Никон
духовник царя Стефан Вонифатьев
боярин Федор Ртищев
протопопы Иоанн Неронов, Аввакум
священники Даниил, Лазарь, Логтин
Церковь после Смуты
В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?
Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.
Задание
Церковная реформа
1653 - 1655
Крещение тремя перстами
Поясные поклоны
Иконы и церковные книги исправлены по греческим образцам
Реформа патриарха Никона
Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.
Реформа патриарха Никона
Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов. Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах священники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты.
Реформа патриарха Никона
Церковная реформа Никона
Циркуляр патриарха Никона «Память»
«По преданию святых апостолов не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны»
«… ни в Антиохии, ни в Константинополе, ни в Иерусалиме, ни на Синае, ни на Афоне, ни даже в Валахии и Молдавии никто так не крестится, но всеми тремя пальцами вместе»
«… достойно и праведно исправить противо старых харатейных (пергаментных) и греческих книг»
Исправление иконографии по греческим образцам
Земский собор 1654
Одобрил церковную реформу
Предложил привести обряды в соответствии не только греческой, но и русской традицией
Реформа патриарха Никона
Запишите основные направления церковной реформы патриарха Никона
Задание 3 - раб. тетрадь, стр.92
Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
Реформа патриарха Никона
Реформа патриарха Никона
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в.
Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.
Задание
Усиление разногласий между светской властью и церковью
Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?
Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.
Задание
Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета.
Царь перестал посещать
патриарший Успенский Собор
Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Новоиерусалимский монастырь.
Патриарх Никон.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей. В своих проповедях в Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
«Как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха»
Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем.
Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним.
Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву.
Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовой монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.
Усиление разногласий между церковной и светской властью
В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд над Никоном.
Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
Собор осудил противников реформы и передал их лидеров в руки светских властей.
Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник.
(19 век).
Церковный собор 1666-1667 гг.
Церковный собор 1666 -1667
Поддержал церковную реформу
Проклял ее противников (старообрядцев)
Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.
Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари».
Раскол
Церковный собор 1666-1667 гг.
Используя текст учебника (стр.77), перечислите основные решения Церковного собора 1666-1667 гг. и их значение
Задание 4 - раб. тетрадь, стр.92
Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства и общества
Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.
Задание
Раскол
Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха Никона 1653 – 1655 гг
Противники официальной церкви получили название раскольников, или старообрядцев
Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в том числе неистовый протопоп Аввакум .В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.
Церковь и государство.
Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
В.О. Ключевский
«Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»
Последствия раскола
Он – проявление самых различных черт национального русского характера.
Он – реакция общества на перемены в духовной и политической жизни России.
Он поколебал авторитет церкви.
Он способствовал процессу секуляризации.
Он лишил духовенства политической власти в пользу светского направления развития России.
Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжен.
Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.
Протопоп Аввакум
Вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов
Он встретил реформы отрицательно,считая первоосновой веры русские источники.
Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
Протопоп Аввакум
Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум в характеристику этого времени:
«видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали»?
1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона?
Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие.
2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет?
Из этого отрывка можно одобрить слова: «Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах».
Слова, которые не заслуживают одобрения: «Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак…»
Задание-Изучаем документ
11 апреля 1682 г
Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались.
Протопоп Аввакум
Исторические оценки протопопа Аввакума
Д.С. Лихачев – пророк, борец, мученик и страдалец.
В литературе – «неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.
Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.
Протопоп Аввакум – это пример героического стоизма, верности своим убеждениям, преданность историческим корням Родины.
Задание
Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе.
Церковь и государство.
Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу .
почему так непримирима была власть по отношению к староверам на протяжении нескольких столетий ?
В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались гари.
Протесты старообрядцев
Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали.
Протесты старообрядцев
Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.
Протесты старообрядцев
Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.
Задание
О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?
Победила позиция патриарха Никона потому, что Россия, царь стремились построить отношения с европейскими странами, и греческий вариант (читай - европейский) был в этом смысле правильней.
Задание
Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
В XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной потому, что царская власть набрала уже достаточно силы, был сформирован аппарат царской власти, регулярная армия, самодержавная власть была признана в обществе.
Задание
Вывод
Церковь, укрепившая свои позиции после смуты, пыталась занять ведущее положение господствующее положение в политической системе. Реформы Никона привели к расколу общества и противостоянию его значительной части официальной власти .
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти