Конспект - презентация "Культура России 17 века."
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 116
Презентация "Конспект - презентация "Культура России 17 века."" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Характерные черты
Процесс обмирщения культуры, т.е. освобождение от церковного влияния.
Нарастание внимания к человеческой личности.
Распространение научных знаний.
Демократизация
Расширение связей с Западной Европой.
Формирование и развитие русской национальной культуры, консолидация национального языка, формирование литературного языка.
Просвещение и образование
Ф. М. Ртищев
1649 год Ф.М. Ртищев основал школу при Андреевском монастыре, где преподавали ученые –монахов.
Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича.
1665 год – при Заиконоспасском монастыре открыта школа для приказчиков
Славяно – Греко – Латинская академия.
В 1687 г. - в Москве братьями греками Лихудами основано учебное заведение. Преподавание велось на латинском и греческом языках. Также там преподавались логика и физика (по Аристотелю).
Среди выпускников академии – М. В. Ломоносов.
За время работы в Академии Ликуды составили учебники по грамматике, риторике, логике, физике.
Просвещение и образование
Заиконоспасский
монастырь
1634 г. – первый печатный букварь «Азбука» Василия Бурцева;
1648 г. - «Грамматика» Мелентия Смотрицкого.
1672 г. – первая книжная лавка в Москве
1682 г. - «Считание удобное»; Стихотворный букварь Кариона Истомина; Буквари Симеона Полоцкого,
1703 г. – «Арифметика» Леонтия Магницкого
1704 г. - «Лексикон трехязычный» - первый русский словарь Федора Поликарпова.
Просвещение и образование
Особенности литературы 17 века
Общественная мысль и литература
С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты» (сводки новостей о событиях в других странах).
Газета выпускалась до 1702 года, потом переименована в «Ведомости» и стала не рукописной а печатной.
Демократизм, светскость, обмирщение (отход от религиозных догм и канонов);
Возникновение новых жанров: светская повесть, драма, стихи, сатира.
Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям
ВАСИЛИЙ ПОЯРКОВ
Дошёл от р. Алдан до р. Амур
СЕМЕН ДЕЖНЕВ
Изучение
Камчатского п-ова
ВЛАДИМИР АТЛАСОВ
Исследовал Камчатку и Курилы
ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ
СОСТАВИЛ КАРТУ ЧЕРТЕЖ РЕКИ АМУР
ИВАН МОСКВИТИН
ВЫШЕЛ К ТИХОМУ ОКЕАНУ
Наука. География
Архитектура
Особенности:
В первой половине XVII века развиваются стили:
Шатровый
Русское (дивное) узорочье (украшение стен, наличников, колонок и других деталей здания в целях придания сооружению нарядности, многоцветия)
2. Ведущий архитектурный стиль второй половины XVII века – «московское» или «нарышкинское» барокко.
3. Для «московского» барокко характерно:
Узорочье, большое количество украшений;
Многоступенчатость;
Ассиметричность;
Большое количество глав (для храмов).
Дворец построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои.
Архитекторы: Бажен Огурцов и Трефил Шарутин
Стиль: Дивное узорочье
Теремной дворец Московского кремля
Деревянный царский дворец построен в 1667 году, получил название «осьмое чудо света»
Архитекторы: Семён Петров и Иван Михайлов
Внутренние помещения расписывал Симон Ушаков
Дворец разобран по причине ветхости в 1768 году
Теремной дворец в Коломенском
В 1624—1625 годах английский архитектор Христофор Галовей возвёл над башней многоярусный верх в готическом стиле. В работах участвовал русский мастер Бажен Огурцов.
В 1668 году часть Кремлёвской стены со Спасской башней была запечатлена на иконе Симона Ушакова «Древо государства Российского».
Спасская башня Кремля
Построена по заказу купца Григория Никитникова в 1635–1653 гг.
Грузинский переулок Москвы.
Расписал церковь Симон Федорович Ушаков
Стиль: шатровый
Церковь Троицы в Никитниках в Москве.
Одним из поздних образцов шатрового зодчества.
Строительство начато в 1649 году.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Построен в 1656—1685 годах. Является уникальным памятником русской архитектуры и крупнейшим строительным начинанием патриарха Никона.
Стиль – барокко
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Одноглавый крестово-купольный собор, построенный по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально задумывался как резиденция патриарха Никона.
Успенский собор Валдайского Иверского монастыря
Построен в 1656 году по приказу Никона.
Собор является главным сооружением Иверского монастыря.
Он отличается большими размерами и монументальностью.
Это одна из самых крупных построек XVII века в России.
Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев
Построена в 1690–1693 гг.
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко.
Церковь Покрова в Филях.
Построена в 90-х гг. XVII у Сретенских ворот Земляного города.
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII в. охранял Сретенские ворота.
В 1701 году в ней размещалась школа математических и навигацких наук (Яков Брюс)
Разобрана в 1933 г.
Сухарева башня
Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины
Ново Иерусалимский монастырь
Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись.
Выдающимся мастером был Симон Ушаков, который стал придавать лику Христа человеческие черты.
Наиболее известными его творениями были «Троица» и «Спас нерукотворный».
Живопись.
В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные приемы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности. Так, в иконе «Насаждение древа государства Российского» (1668), прославляющей развитие русской государственности в лице московских великих князей и царей, начиная с Ивана Калиты, ему удалось очень точно передать облик царя Алексея Михайловича, изобразить стены и башни Московского Кремля и силуэт Успенского собора
Живопись.
В XVII в. было положено начало портретной живописи.
Парсуны – портреты.
Для парсун характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Но это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.
Живопись.
Парсуна царя Федора Ивановича (1600)
Царь Алексей Михайлович. Неизвестный художник
Россия. 1670-1680-е гг. Царь Алексей Михайлович (1626-1676) изображен в "Большом наряде", который предназначен для важнейших государственных церемоний и приемов зарубежных послов.
Парсуны
В 1672 -1676 гг. в Москве открыт театр (Комедийная хоромина), по распоряжению царя Алексея Михайловича.
Организатор – пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе Готфрид Грегори.
В труппе было 60 актёров (иностранцы).
Все роли исполняли мужчины.
Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом"..
После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.
Театр.