Презентация " Первые школы Новосибирска"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 219
Презентация "Презентация " Первые школы Новосибирска"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
У КОЛЫБЕЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ:
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НОВО-НИКОЛАЕВСКА
Выполнила:
Полина Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
г. Новосибирска
Осень 1893 года. На правом берегу Оби напротив старинного села Кривощёково раскинулся посёлок мостостроителей. Скоро здесь начнут ускоренными темпами строить для рабочих общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками. К 1896 году тут появится более 20 кварталов. Позже здесь возникнет Закаменский район города Ново-Николаевска — ныне Октябрьский район Новосибирска. А пока по всему берегу беспорядочно разбросаны избушки, бараки, халупы, полуземлянки...
Неподалёку от полноводной речки Каменки, в самом начале улицы, названной Трактовой (ныне Большевистской, а когда-то ещё и Будаговской), стоит деревянная постройка, по виду не то барак, не то склад.
Это — колыбель школьного образования Новосибирска, который век спустя назовут научной столицей России.
Днём за партами сидят 80 мальчишек и девчонок. Это дети рабочих — каменотёсов, каменщиков, плотников, кузнецов, молотобойцев, мастеров. А после и сами трудяги приходят грызть гранит науки. Ещё вчера они спускали почти весь свой заработок на водку и по вечерам шатались пьяными по посёлку, а кое-кто и со свиноколом в кармане. Напильничек такой заточенный.
Теперь же по вечерам рабочие не только учатся грамоте. При школе есть драматический кружок, самодеятельный хор, библиотека. По воскресеньям работает читальня. Показывают «туманные картинки», слайды, проще говоря.
Эта школа — дело рук инженера Григория Моисеевича Будагова из Питера, который руководит строительством железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково. Он — доверенный начальника строительства. Это он в мае 1893 года в первом обозе с инженерным оборудованием привёз из Колывани пианино и книги.
И это он практически полностью на свои собственные сбережения — некоторые деньги всё же собрали рабочие и служащие — отрыл первую в посёлке школу. Она была необходима, но ни администрация железной дороги, ни управление Алтайского горного округа, на чьих землях возник посёлок мостостроителей, заниматься этим не желали.
Будагов сам становится у истоков просвещения будущего города. Он же приглашает в школы первых штатных учителей — Николая и Степаниду Козловых из уездного города Каинска. Николай Васильевич, назначенный заведующим школой, становится и учителем, и руководителем хора и драмкружка, в котором ставят Островского и Гоголя. Он прекрасно играет на скрипке, гармони, пианино, поёт и танцует. Степанида Павловна работает вторым учителем. Григорий Моисеевич договаривается с попечителем учебного округа о проведении установленных экзаменов в школе весной.
К 1896 году в будаговскую школу ходят уже 150 ребятишек. В том же году — и также на собственные деньги — сподвижник Будагова инженер-путеец Владимир Константинович Жандр открывает вторую школу — на станции Обь, ныне это вокзал Новосибирск-Главный. Улицу, где появилась вторая школа, потом назовут Владимировкой, по самой распространённой версии — именно в честь Жандра. Позже появляются и частные школы с платным обучением — в помещениях из списка свободных квартир городской управы. Но пройдёт ещё с десяток лет, прежде чем Ново-Николаевск сможет гордиться всеобщим начальным образованием.
В 1907 году Государственная Дума принимает закон о всеобщем бесплатном начальном обучении, и в 1910 году Городская управа Ново-Николаевска решает строить школы — на ссуду Фонда Петра Великого. Городской голова Владимир Жернаков заключает договор с архитектором Андреем Крячковым, который создаёт проекты, составляет строительные сметы и руководит сооружением каменных зданий начальных училищ. 12 школ в городе построили за два года.
Нарком просвещения Луначарский в 1923 году писал о Ново-Николаевске: «...этот 25-летний юноша-город весьма непрезентабелен, грязен, плохо застроен. Отдельные каменные здания, между ними — очень недурные школы, которые кажутся какими-то сложенными для будущего фундамента камнями...»