Презентация "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 322
Презентация "Презентация "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять
наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные
ценные животные - будем охранять наши леса,
степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу – значит охранять Родину».
М .Пришвин
Актуальность
поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени:
Сложная экологическая обстановка в мире;
её тяжелые последствия;
экология родного края;
засоренность среды обитания;
чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
теряют плодородие почвы;
обедняются флора и фауна
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цель экологического воспитания
- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания, предусмотренных реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Осознавая важность поставленной проблемы, была проведена следующая предварительная работа: изучение и анализ методической литературы по экологическому образованию, анализ РППС группы, проведено анкетирование родителей, анализ методов и приемов работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Выявлены положительные тенденции:
1.Для организации образовательной деятельности по ознакомлению с природой, экологическому развитию в группе имеется методическая литература в достаточном количестве, а в рабочей программе группы уделяется должное внимание экологическому воспитанию.
2.С дошкольниками ведется планомерная работа по экологическому воспитанию: ООД, прогулки, организация трудовой деятельности и т.д.
3.У дошкольников сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка; присутствует познавательный интерес к миру природы.
4.В группе имеется «Центр природы».
5.Родители понимают значимость экологического воспитания в семье, не равнодушны к экологической обстановке, видят экологические проблемы в городе.
Однако обозначилось и проблемное поле:
1.У дошкольников недостаточно сформированы умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
2.Родители нуждаются в экологическом образовании, испытывают трудности при взаимодействии с детьми по данному вопросу.
Рассмотрев обозначившиеся проблемы, мною был сделан вывод о необходимости повышения качества работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Цель моей работы – поиск эффективных методов работы с детьми, повышение профессионального мастерства, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Задачи:
Повышение уровня профессиональной компетентности в области экологического образования в профессиональной деятельности.
Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды группы.
Формировать у дошкольников гуманно-ценностное отношение к природе, направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы, развивать познавательную активность и любознательность.
Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания.
Теоретическая база опыта
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
Технология опыта.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Сюжетно ролевые
и д/игры.
инновационные направления экологического воспитания дошкольников
Просмотр фильмов о природе.
Целевые прогулки в природу.
Наблюдение в природе
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
Экологические досуги,
праздники.
Чтение детской художественной литература
Беседы с детьми на экологические темы.
Изобразительная деятельность по экологической тематике.
Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.
Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
Создание книг – самоделок.
Труд в
центре природы
Экологические игры.
Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развивает познавательных способности; расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Прогулка в лес», «В гости к Нептуну», «Контактный зоопарк», и т. д.
Очень нравятся детям квест-игры и игры путешествия по экологической тропе. Экологическая тропа МАДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них. Во время таких игр по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, отгадывают загадки, выполняют задания.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей области, села, и всей планеты.
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь(животное или птица).
Примеры объявлений:
Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Помогу всем, у кого сломался будильник.
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом.
Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?» и так далее.
Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять?
Деловая игра «Береги природу». На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Игровые обучающие ситуации
Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Незнайка беседует с детьми о деревьях», «Айболит осматривает комнатные растения», «Чиполино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места — леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.
Использую также диалоги с природой —- метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах: «секретные» (дети «один на один» общаются с природой) или «открытые» (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву).
Метод экологической идентификации
Метод экологической идентификации — отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - цветок…», «Я - сломанная ветка…», «Я - муравей…», «Я- ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.
Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Компьютерные технологии и мультимедийные
презентации
В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии нашла её решение в использовании современных информационных технологий.
Активно использую мультимедийные презентации как авторские, так и готовые на сайтах: http://planetadetstva.net/; Интернет журнал http://www.moi-detsad.ru/; Всё для детского сада http://dohcolonoc.ru/
Современные цифровые технологии и Интернет помогли мне собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях, животных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне значительно обогатить РППС в группе. Подготовлены презентации «Природные достопримечательности Красноярского края», «Красная книга Красноярского края», «Правила поведения в природе», которые используются на занятиях.
Метод моделирования.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
В экологическом образовании дошкольников используются разные модели: предметные модели. Самая распространенная предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное географическое представление о планете детям старшего дошкольного возраста, используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты.
Другая традиционная модель в нашем детском саду – это макет.
При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
С детьми и родителями мы создали макеты: «Природные зоны», «Подводный мир», «Круговорот воды в природе», «Береги природу» Для создания природных моделей использовался разнообразный природный материал (веточки, камешки, палочки и др.), бросовый материал (вата, крышки, кусочки ткани и др.).
Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования.
Используя предметы – заместители, дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.
Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, календарь природы, который мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. Мы заполняем календарь наблюдения за ростом и развитием лука, фасоли и т.д.
Моделирование маленькими человечками (технология ТРИЗ)
«Метод Маленьких Человечков» позволяет детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; формирует представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.
На первом этапе объясняли дошкольникам внутреннее строение тел и их свойства так: «Тела, окружающие нас, состоят из человечков, но они очень малы, и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.
Обозначения МЧ придумывали и рисовали вместе с детьми, так символы лучше запоминались детьми:
•Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки (на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
•Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают (эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе);
•Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то летят (газ, пар, дым).
С детьми работу начинали с построения простейших моделей (Т камень, Ж – вода, Г – запах цветка). Далее моделировали взаимодействий двух веществ (Например: ТЖ – вода в стакане, лед в воде, ТГ – воздушный шарик, ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде).
Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.
Успешно решать задачи экологического воспитания помогают методы мнемотехники, направленные на развитие памяти у дошкольников. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки»
Внедрение ФГОС ДО, основой которого выступает деятельностный характер, ставит главной задачей развитие личности дошкольника.
В своей работе стали активно применять инновационные технологии - познавательно – исследовательскую и проектную деятельность для экологического воспитания дошкольников.
Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе.
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь.
Провели с детьми ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха", используя лабораторную посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глину, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
Большой интерес вызывают у детей проект «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого, мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов.
Реализуя проект «Путешествие зернышка от поля до стола», подвели детей к выводу о что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. В результате работы над проектом дети узнали: как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб, познакомились с историей возникновения хлеба, хлебных профессиях.
В октябре 2022 года с целью формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу. был реализован двухнедельный проект: «Марафон предприимчивости «Дошколята-эколята». Марафон состоял из 12 дистанций – День: «Вводный», «Познавательный», «Увлекательный», «Занимательный», «Акционный», «Семейный», «Содержательный», «Просветительский», «Поучительно-экологический», «Экспериментальный», «Заключительный». В ходе марафона ребята развивали у себя потенциал предприимчивости, учились популяризировать экологические знания, играли, исследовали, участвовали в викторинах.
Таким образом, знания, которые они получили в ходе работы над проектом, стали их личным достоянием и прочно закрепились в уже имеющийся системе знаний об окружающем мире.
Важнейшая форма работы с детьми - труд в природе.
В процессе трудовой деятельности ребята имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей. С дошкольниками в детском саду применяются следующие виды детского труда: хозяйственно-бытовой труд (уборка прогулочного участка) и труд в природе (в цветнике, на огороде). Ребята ощущают радость от совместной деятельности, проявляют активность, ценят труд детей и труд взрослых.
Всем известно, что сказки экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания.Экологические сказки - доступный способ довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире. Через экологические сказки воспитываем у дошкольников культуру поведения в природе и бережного отношения к живому.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию.
Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В группе реализованы акции «Птичкина столовая» (изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц), «Красная книга Красноярского края»», «День земли» (когда дети сеют семена цветов).
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
В результате применения таких форм и методов экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых инновационных форм дети могут применить при проведении экспериментально- исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологов», «учёных», «лаборантов».
Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
В ФГОС ДО отводится исключительная роль семье в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
В современных условиях взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью всего учебно -воспитательного процесса.
Проектная и исследовательская деятельность.
Формы сотрудничества с родителями
Родительские собрания
Консультации экологической направленности
Анкетирование
с целью выявления экологической компетентности родителей.
Экологические акции
Размещение информации на стендах в родительских уголках
Экологические досуги,
праздники.
Совместные субботники.
Выпуск газет, плакатов, фотогазет.
Беседы экологической направленности
Проведение опросов родителей на экологическую тематику
Пополнении РППС группы
Участие в выставках
Участие в конкурсах
Формы работы с родителями
-родительские собрания
-консультации, беседы экологической направленности: «Правила безопасности детей на природе», «Всё о правильном питании детей», «Наши друзья-витамины», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город», «Защита от клещей»;
-размещение информации на стендах в родительских уголках (памятки, буклеты, правила в природе)
-Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.
-Активное участие в праздниках, развлечениях.
-Экологические акции.
-Выпуск газет, плакатов, фотогазет.
-Совместные субботники. Эти субботники проходят как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период.
Формы работы с родителями
- Проектная и исследовательская деятельность. Родители, принимающие участие в проектной и исследовательской деятельности, получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.
- Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, выставках, деятельность в создании и пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
Работа педагога по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволяет формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и воспитанников, объединенных достижением общей цели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагоги:
ответственно подходят к организации природной среды в группах,
внедряют в практику новые технологии, знают методику
экологического воспитания,
ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают и проводят ООД, занимаются экологическим просвещением родителей.
Дошкольники:
• радуются встрече с природой, по собственной инициативе
наблюдают за живыми объектами
• видят разнообразие природного мира, признают ценность
жизни
• имеют представления о правилах поведения в природе
• сформировано начало экологической культуры
Родители:
• участвуют в совместных мероприятиях, акциях в МАДОУ по
приобщению детей к миру природы.
Вывод:
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал:
«Человек был и всегда остается сыном природы,
и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе,
к богатствам духовной культуры.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду. Методическое пособие». Изд.: «ТЦ Сфера», 2016
2. Миронов А.В. «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности».
Изд.: Учитель, Волгоград, 2016
3. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей
группе детского сада (5-6 лет). ФГОС».
Изд.: «Мозаика – синтез», Москва, 2016
4. Николаева С.Н. «Парциальная программа "Юный эколог". Для
работы с детьми 3-7 лет. ФГОС».
Изд.: «Мозаика – синтез», Москва, 2016
5. Машкова С.В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО».
Изд.: Учитель, Волгоград, 2015
6. Федотова А.М. «Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников».
Изд.: «ТЦ Сфера», 2015
Интернет-ресурсы
•www.edu.ru – Единый образовательный портал
•http://www.moi-detsad.ru/
•http://www.maam.ru
•http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe