Презентация "Кочевники на Нижнем Дону"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 136
Презентация "Презентация "Кочевники на Нижнем Дону"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Кочевники на Нижнем Дону в древности.
Выполнила. Учитель истории и обществознания Сухарева Н.Ф.
МБОУЕСОШ№7 им.О.Казанского
Ст.Егорлыкская,Ростовской области.
2022г
Цели.
Образовательные.
1.Показать образование первых, Боспорского, Скифского царств и Хазарского каганата в VII-Vвв до н.э, а также расселение кочевников на Нижнем Дону.
2.С помощью игры вовлечь учащихся в деятельностный и познавательный процесс.
Развивающие.
1.Формировать поисковые и исследовательские навыки работы на уроке;
–планировать свою учебную деятельность;
-проявлять умения работать самостоятельно и в группе, работать с печатным текстов и с историческими картам.
Воспитательные.
Способствовать формированию интереса к истории Малой Родины, как части мировой истории и истории России, взаимопомощи в коллективной работе, ответственности.
Задачи в поисково-исследовательской работе:
-расширить и углубить знания учащихся по истории;
-дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;
-формировать умения публичного выступления;
-развивать коммуникативные качества личности.
Предполагаемы результаты.
Личностные. Приобретают понимание получения знаний по истории родного края, как части общей истории России.
Метапредметные.
Умение работать самостоятельно и в коллективе;
-Научаться планировать свою деятельность, находить различные способы решения проблемы;
-Критически мыслить;
Предметные.1. Знать причины расселения кочевников на Нижнем Дону VII-Vвв до н.э и в I-IIIвв н.э.
2. Влияние мировых процессов на развитие нашей территории.
Актуализация урока.
Сегодня нам на урок директор принес «Волшебную шкатулку» и попросил отгадать загадку.
-Давайте заглянем вовнутрь.
Достает и показывает фото античного артефакта «бронзового котла». Учитель рассказывает историю. «Этот предмет обнаружил Поисковый отряд "Миус-Фронт" в ходе исследования немецкого батальонного опорного пункта недалеко от хутора Недвиговка, Ростовской области. При раскопках позиции было найдено большое количество гильз от осветительных ракетниц, станкового пулемета и немецкая каска. В глубине окопа оказался хорошо сохранившийся артефакт древнейшей истории…….». / «Российская газета»/
Вопросы к ученикам.
1.Определите ключевые слова, связывающие тему урока и данное сообщение? /Ростовская область, бронзовый котел, древнейшая история и Нижний Дон//
2.Что загадочного в этом сообщении?
3. Какие цели и задачи нам предстоит решить?
Учащиеся предлагают варианты вопросов и определяют цели и задачи.
1.Определить на какой территории Ростовской области был найден данный предмет?
2.Какие народы проживали здесь, и кому принадлежит данный предмет?
3. Какие исторические процессы происходили на данной территории?
4. Какое отношение к нам имеют данные народы? Почему?
Цели для участников: в ходе игры провести исследовательскую и поисковую работу.
Я предлагаю отправиться в необычное, заочное путешествие, на электричке и найти ответы на вопросы. Но на каждой станции вас, ждет задание -загадка.
Усвоение новых знаний.
Обучающиеся приступают к прохождению маршрута.
I. Старт. Все команды на каждой станции должны найти ключи.
Выполнив задание на первой станции, участники ищут ключ к другой.
Ключи к станциям следования, находятся под номерами.
А задания к этапам разложены. За верно найденный ключ /загадки/ 1 б /всего4б/
1ключ -в сундучке 2-в шкатулке 3- в кувшине 4-в вазе.
Условия игры.
1.Учащиеся делятся на 3 команды, каждая из них придумывает название и получает маршрутный лист для заполнения.
2.Команды выбирают капитана, придумывают себе название
3.Каждая команда получает маршрутный лист. /приложение 7/
4.Следуя по маршруту, участники выполняют предложенные им задания за отведенное для этого время 3-5минут.
5.За верно выполненные задания команды получают баллы
6.Баллы, полученные участниками, выставляются в маршрутный лист.
7.За некорректное поведение в отношении организаторов и участников квеста, нарушение временного регламента, шумное поведение, с команды снимаются по 5 баллов и выдаются смайлики красного цвета.
Запрещено:
Толкать, мешать другим участникам;
Громко разговаривать, подсказывать;
Пропускать этапы.
Школьники по группам должны пройти весь маршрут, выполняя задания.
Задание1.Отгадайте ребус и найдите на карте р. Д,
,
Задание 2. Какое название она имела река в древности?
Задание 3. Какой греческий город был построен на берегу этой реки?
Задание 4. Какой народ проживал на Нижнем Дону?
Задание 5. На карте 2 найдите и обозначьте предполагаемое место расположения нашей станицы в будущем? /поставьте крестик/
Станция «Картография». По 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы. /10б/
Тема исследования: исторические карты. Цель: изучить эти карты. Задача: определить территорию Нижнего Дона и какой народ проживал?
2. Станция «Архивариусы».
Тема исследования: сообщения
Цель: внимательно прочитать.
Задача: определить, какие народы проживали и чем занимались?
Задание 1. Прочитайте тексты 1и 2. Выберите из списка слова и вставьте в тексты. Ответьте на вопросы к ним. По 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы. / 8б/
1.Скифы 2. Кочевники 3. Кибитка 4.Котел
Как считают историки, …… . - это древний ираноязычный народ, который обитал в степной зоне под названием «…………….. » с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры.
Восточная граница ………….. традиционно определяется именно на территории Ростовской области. …………….. занимались в основном скотоводством, земледелием и военным промыслом. На ней функционировал «степной торговый путь», протянувшийся от Причерноморья до р. Дон, затем далее, в Китай. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры
2. «Так называемая Скифская пустыня, - читаем мы у Гиппократа, - представляет собою равнину, изобилующую травой, но лишенную деревьев и умеренно орошенную. Здесь-то и живут …., называются они …… потому, что у них нет домов, а живут они в ……., из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие – шестиколесные. За ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватает, переходят в другую местность.
2.Каковы основные занятия кочевников?
3. Ярким доказательством зависимости местного населения от ………. служит и тот факт, что ремесленники лесостепных городищ создавали вещи в Зверином стиле, многие из которых производились явно по заказу царственного племени.
Бронзовый ………… скифы использовали в хозяйстве, для приготовления пищи, которая готовилась просто — котел устанавливали в очаг и обкладывали камнями. Хозяйке необходимо было лишь поддерживать огонь, тогда все стенки …………. подогревались сильно и равномерно. В …….. помещали мясо. Сверху …… либо также закладывали камнями, либо запечатывали глиной. В пищу …… использовали конину и баранину, иногда добавляли ячмень или просо.
3.Станция «Археология». Сравните фото котлов и ответьте на вопросы. По 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы. /4б/
Скифский котел.
Котел, найденный на окраине
г.Ростова-на-Дону
1.Кому принадлежал, найденный котел и почему?
2. Как, вы, думаете, как он здесь оказался?
Тема исследования: фото бронзовых котлов. Цель: изучить и сравнить внешний вид котлов.
Задача: определить какому народу принадлежит найденный котел?
Станция. «Исторические задачи». Решите задачи.
По 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы. /всего 6б/
Тема исследования: исторические задачи.
Цель: изучить цифровые данные о жизни кочевников.
Задача: определить время нахождения кочевников на Нижнем Дону.
Археологи нашли бронзовый котел. По подсчетам В. М. Грицюка, объемы большинства котлов составляли 25л., на каждого воина приходилась порция 0,5л. Найдите количество воинов, которых мог обеспечивать пищей скифский котел.
2.Посчитайте сколько лет назад образовалась Скифия.
3.III век до н.э. На берегу Мертвого Донца греки из Боспорского царства основывают город Танаис, который становится культурным, торговым и военным центром. Город представляет собой цитадель размером 125 на 125 метров, к которой с запада примыкает городище. Найдите площадь города? Почему он так называется?
5. Станция «Журналисты»
По 2 балла за каждый правильный ответ на вопросы.
/всего 6б/+ по 2б за каждое предложение/от10б-20б/
Тема исследования : исторические карты.
Цель: найти предполагаемое место расположения нашей станицы и соседей на северо-западе Скифии.
Задача: обсудить в команде и сделать выводы о проделанной работе и написать сообщение в газету.
Задание 1. Определите в какой последовательности сменяли друг друга народы: Хазары, скифы, сарматы.
Задание 2. Какой народ являлся соседом Нижнего Дона в VIв. н.э.?/ карта1/
Вывод: Напишите сообщение из 5 предложений о том, какую информацию вы нашли.
1.
6. Битва капитанов.
За каждое слова 1 б. всего/10б/
Решите кроссворд.
По вертикали 2. Кочевой народ, живший с Vв до н.э. на Дону
3.Какой народ поселился на нижнем Дону в VIIв до н.э.
6. Основной вид занятий у сарматов.
8.Кто из известных древних царей пытался победить скифов?
9. Основной вид занятий оседлых племен.
По горизонтали 1. Их называли жителями степей.
4. Ритуальная жертвенная посуда у скифов.
5. Какое современное название имеет р. Тан?
7. Из какого материала скифы делали котлы?
10. 4-колесная повозка с крытым верхом.