Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания в сложном предложении"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 158
Презентация "Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания в сложном предложении"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Русский язык 9 класс
Тема: Знаки препинания в сложном предложении.
Цель: закрепить навык постановки запятой в сложном предложении.
1 Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес.
2 Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
Запятая перед союзом «и» не ставится, если к каждой грамматической основе, которые этот союз соединяет, относится общий второстепенный член предложения.
Знакома ли вам проблема постановки запятой в сложном предложении?
Как часто вы сталкиваетесь с этим?
Запятая перед союзом «и» единичный случай, а дальше все просто?
Почему это так важно?
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся решить все эти проблемы.
Что такое сложное предложение?
Сложными называются предложения, состоящие из нескольких частей, при этом каждая часть содержит свою собственную грамматическую основу. Такие части называют простыми предложениями в составе сложного.
Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
1 Все простые предложения внутри сложных разделяются запятыми.
Найти все имеющиеся в предложении грамматические основы.
Приведем пример: Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
2 Запятая всегда ставится перед подчинительными союзами и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и тд.
Приведем пример: Он вернется, когда пройдет лето.
3 Запятую нужно ставить, если в сложном предложении на границах основ стоят союзы: и, а, но, однако, зато, ни..ни, то..то, тоже также, или, либо.
Приведем пример: Ехали мы медленно, зато водитель показал нам красоты того края.
Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
4 Если грамматические основы в предложении соединяются повторяющимся союзом, то запятые ставить нужно.
Приведем пример: К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок
Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
5 Следующее правило предлагаю сформулировать вам. А помогут вам в этом два примера.
Пример 1: Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Пример 2: Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
1 Запятая перед союзом «и» не ставится, если к каждой грамматической основе, которые этот союз соединяет, относится общий второстепенный член предложения.
Что это значит?
- Если у двух основ есть общее определение, дополнение или обстоятельство, то запятая перед союзом «и» не ставится.
Пример: Утром ярко светит солнце и весело поют проснувшиеся птицы.
2 Запятая не ставится, если есть вводное слово, общее для обеих частей сложного предложения.
Приведем пример: Словом, время уже истекло и пора было уходить.
3 Это же правило мы применяем, когда к двум грамматическим основам относится общее придаточное предложение.
Приведем пример: Когда я проснулся, солнце еще не встало и все в доме спали.
Упражнение № 72
-Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы. В каких сложных предложениях имеется общий второстепенный член, относящийся к обеим частям?
1.Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
2 По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
3 Мы дышали тёплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.
4 Сумерки приближались, и надо было торопиться.
5 Вот крик – и снова всё затихло.
1)Рванул ветер ….. в воздухе закружила пыль.
2) Мы подошли к берегу….. не увидели ни лодки, ни лодочника.
3)…… слышны осторожные шаги….. чей-то шепот
1)Рванул ветер, и в воздухе закружил пыль.
2)Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
3)То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот..
Синквейн
1 существительное (тема синквейна)
2 два прилагательных
3 три глагола
4 фраза (раскрывающая суть явления)
5 существительное (итог,вывод)
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило