Презентация по истории искусств на тему "РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 12-13 ВВ."
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 127
Презентация "Презентация по истории искусств на тему "РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 12-13 ВВ."" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
2022 г.
РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
XII – СЕРЕДИНЫ XIII ВВ.
Подготовила преподаватель
МАУ ДО «Детская школа искусств»
г. Северобайкальск
Лосева М. А.
Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове,
действующий храм-музей.
Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества, на протяжении веков неоднократно перестраивался. Служил главным храмом Чернигово-Северского княжества и усыпальницей местных князей (Ольговичей).
Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».
Постановлением Кабинета Министров УССР от 24.08.1963 № 970 присвоен статус памятник архитектуры национального значения с охранным № 811[2].
Заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг.
После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века.
Строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви.
В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.
Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом.
Собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года.
В интерьере Спасского собора преобладает строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей, акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.
Фреска Фёкла Иконийская, XI ст.
О некогда богатом внутреннем убранстве собора свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года.
Макет первоначального облика Софийского собора
Софи́йский собор — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии
Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии
До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.
Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века.
С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта — белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина
После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.
Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь) — каменный столпообразный православный храм в честь Архангела Михаила, построенный в конце XII века на загородном дворе смоленских князей. Самый яркий из сохранившихся памятников смоленской архитектуры домонгольского времени. Стоит на берегу Днепра в 1,5 км к западу от центра современного Смоленска. Современный облик получил после реставрации 1976—82 гг.
Храм святой Параскевы Пятницы — православный храм в Чернигове.
Храм построен в конце XII — начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Назван в честь святой Параскевы Иконийской, которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов.
Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря — героя «Слова о полку Игореве».
Ныне действующий храм
Согласно Священному Преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни.
Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой.
Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру.
Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.
Параскева Иконийская (Святая Параскева, Параскева Пятница) христианская
великомученица III века.
Церковь Пятницы В Новгороде
Церковь Параске́вы-Пя́тницы на Торгу — недействующий православный храм в Великом Новгороде, входящий в архитектурный комплекс Ярославова Дворища.
Представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами (две из которых внутренние).
Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, Житомирская область Украины. Входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (Украинской православной церкви (Московского патриархата))
В 997 году великий князь Владимир построил в Овруче деревянную церковь во имя святого Василия Великого, именем которого он был назван при крещении.
Церковь эта называлась Васильевская Златоверхая, так как крыша её была вызолочена.
Она простояла более 100 лет, а потом князь Рюрик Ростиславич поставил на том месте новый каменный Васильевский Златоверхий собор. Храм был построен в византийском стиле, с пятью куполами.
Начиная с XIII века церковь святого Василия была дважды разрушена татарами (1240, 1299), за тем воссоздана. В 1321 году во время нападения Гедимина она подверглась новому разрушению. Гедимин вообще щадил православные храмы, но в этом случае он отступил от своего правила из-за упорства, проявленного овручанами при защите своего города. Была отстроена небольшая деревянная церковь. Вскоре она сгорела, а во второй половине XVI века овручане построили на её месте другую деревянную церковь, которая после известных событий унии перешла униатскому духовенству. Во время казацких войн церковь опять разрушена, а вскоре сооружена третья деревянная церковь, которая в 1784 году за ветхостью была разобрана.
Развалины просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от Васильевского храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Длина храма была 24 аршина, ширина — 14 аршин. В 1860 году предполагалось очистить от мусора и разровнять место вокруг развалин Васильевской церкви, укрепить железными связями, стены покрыть железными отливами. Очищенное место обнести решёткой, внутри ограды выстроить каменную часовню, и перенести в эту часовню две древние иконы Васильевского храма, находившиеся тогда в Успенской и Николаевской церкви Овруча. 23 июля 1860 года последовало Высочайшее повеление, которым разрешено было произвести по всей России сбор средств на поддержание Свято-Васильевского храма. Было собрано 13 тыс. рублей. В 1877 году план реконструкции в основном был осуществлён 2 февраля 1904 года Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство.