Презентация по русскому языку на тему "Эффективные приемы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию". 9 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 137
Презентация "Презентация по русскому языку на тему "Эффективные приемы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию". 9 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Эффективные приемы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию
Линёва Ольга Александровна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
Задание 1. Чтение текста
Особенности задания
Будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России;
текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста;
объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов;
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
Задание 1. Чтение текста
Прорекламировать книги с пониженными ценами, составив предложения, чтобы числительные употреблялись, например, в родительном и творительном падежах.
Карточка:
«Вместо 499 рублей (Р. П.) книга стоит 259 руб. Вы будете довольны 259 рублями (Т.П.) вместо 499 рублей».
Задание 1. Чтение текста
«Запоминалки»
На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!
За труд не нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил!
Задание 1. Чтение текста
Сказка «Целебное снадобье», насыщенная «проблемными» словами:
Кто прочтёт правильнее?
Целебное снадобье
Баба Яга, взглянув в зеркало и убедившись, что она красивее всех, решила занять свой досуг приготовлением целебного снадобья от коклюша. Заглянув в каталог, она взяла с полки бутылку настойки ирисов, откупорила её и отлила в кастрюлю, затем достала сушёный щавель, свёклу и жареный арахис, положила все ингредиенты в кастрюлю и долила воды доверху. Затем принялась варить смесь на огне, непрерывно помешивая.
«Надеюсь, это снадобье облегчит страдания бедного Горыныча, и мы не будем читать некролог на его похоронах», - подумала старушка и занялась приготовлением тортов к празднику.
Избалованный змей Горыныч ждал, когда Яга ему позвонит, но она не соблаговолила это сделать, поэтому он хотел осведомиться, не готово ли снадобье. Весь день он питался тортами, творогом и сливовым сиропом, хотя у него был договор с врачом соблюдать диету. Чтобы отвлечься от еды, он убрал торты в кухонный стол и увлекся чтением ходатайства одного столяра. Столяр уведомил Горыныча о принятии строгих мер в случае, если змей не оставит в покое все кварталы и не перестанет мешать самолётам спокойно летать в аэропорты. Наконец, прибыл нанятый Ягой медицинский эксперт и принёс снадобье.
Задание 2. Пересказ текста
Особенности задания
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 2 минуты.
Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Задание 2. Пересказ текста
Пошаговые действия ученика при подготовке к пересказу:
Шаг 1. Читая текст еще раз, ищем место и способ включения предложенной цитаты в пересказ.
Шаг 2. Фиксируем на бумаге логическую схему глаголами для связности пересказа.
Применение этой схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех одиночных критериев.
Задание 2. Пересказ текста
Игра «Я расскажу, ты передай»
Приглашаются 4-5 учащихся. Прошу их выйти за дверь, а потом заходить по одному. Первому читаю текст, приглашаю зайти второго. Ему пересказывает текст первый ученик. Затем приглашается третий, второй ему пересказывает, и т.д. (детская игра в «сломанный телефон»).
Задание 2. Пересказ текста
Введение высказывания в текст пересказа:
речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)
Пересказ + речевое клише:
удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»
Задание 3. Монологическое высказывание
Особенности задания:
Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию.
Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.
Учащийся должен учитывать речевую ситуацию.
Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить информацию
и аргументировать её
описание
повествование
рассуждение
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Задание 3. Монологическое высказывание
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
Задание 3. Монологическое высказывание
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Задание 3. Монологическое высказывание
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что...
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
Задание 3. Монологическое высказывание
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Задание 4. Диалог
Особенности задания:
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме.
Вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность.
Должна учитываться речевая ситуация.
Задание 4. Диалог
Схема развернутого ответа на вопрос
1. Вступление. Выделив главное слово/словосочетание в вопросе, начните свой ответ с повторения неосновных слов в вопросе.
2. Основная часть.
- Выделив главное слово/словосочетание в вопросе, свяжите свой ответ именно с ним.
Приведите конкретные примеры, подтверждающие/разъясняющие Вашу позицию.
3. Заключение. Сделайте вывод из сказанного.
Задание 4. Диалог
Упражнение «Интервью»
Вопросы учителю задают дети.
Перечень вопросов:
– Получали вы когда-нибудь двойки?
– Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?
– Чем вы гордитесь?
– Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.
Задание 4. Диалог
Упражнение «Откровенно говоря»
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь, когда…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Главная причина, по которой мне нравится быть в этом классе, - это…
Мое самое страшное воспоминание…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….