Презентация "Употребление союзов в простом и сложном предложении"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 227
Презентация "Презентация "Употребление союзов в простом и сложном предложении"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Употребление союзов в простом и сложном предложении
Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения
Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
К служебным частям речи относятся …
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …
Союзы бывают …
служебные.
предлоги, союзы, частицы.
союз.
простыми и составными.
Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Союз и является одним из самых употребляемых слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности. Чтобы не ошибиться в постановки знаков препинания, нужно учитывать следующее
Союз и
соединяет части соединяет
сложносочинённого однородные
предложения члены предложения
Ставится запятая повторяется не повторяется
, и
ставится не ставится
запятая запятая
и , и , и
и
Сравните предложения:
Небо потемнело, и пошел снег.
Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.
Небо потемнело, потому что пошел снег.
1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.
1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.
1 вариант
2 вариант
Проверка:
1. (Когда), [ ].
2. [ ], и [ ].
3. [ ], а [ ].
4. [ ], ( что).
5. [ ( куда) ].
1. [ ], да [ ].
2. [ ], ( что).
3. [ ], ( где).
4. [ ], и [ ].
5. [ ( у которого) ].
1 вариант
2 вариант
Вставьте союзы
1. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (почему?)
2. Мы отправились в поход рано утром, …
до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?)
3. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (когда?)
4. Мы бы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (при каком условии?)
потому что
чтобы
когда
если бы
Постройте схемы данных предложений, пронумеровав их, расставив знаки препинания.
1.Умолк в тумане золотистом кудрявый сад и птичьим свистом он до зари не зазвучит.
2.С самого утра шел сильный дождь но к полудню небо прояснилось и мы могли продолжить свой путь.
3.Недалеко от домика где жил писатель рос огромный тополь.
4.Я вернусь когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад.
5.А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
Проверь себя!
1. , и .
2. , но , и .
3.… , где… , .
4. , когда… .
5. = и = .
Из данных предложений составьте СПП.
1.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
2.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Составьте схему СПП.
3.Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь.
4.Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.
Замените придаточные предложения деепричастными и причастными оборотами.
5.Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу.
6.Луна, которая вышла из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.
Проверьте себя!
1.Дома оставались только бабушка и внучка, потому что все уходили на работу.
2.В полях уже потемнело, когда мы подошли к деревне)
3.Большое дерево, которое лежало на земле, загородило путь.
4.(Когда отряд прошел через невысокий горный хребет, он попал в долину, которая поросла густым лесом.
5.Заблудившись в лесу, мы возвратились домой поздно.
6.Луна, вышедшая из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер.
Составьте схемы предложений
[- =], и [- =]
Уснули поля над туманом, Покрылася травка росой,
И звезды стоят караваном,
Блистая над сонной землей.
[= -], [= -], и [- =]