Презентация по родной русской литературе. "И.А. Новиков. "Троицкая кукушка". Смысл названия рассказа" (8 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 323
Презентация "Презентация по родной русской литературе. "И.А. Новиков. "Троицкая кукушка". Смысл названия рассказа" (8 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Проверим домашнее задание…
Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о Троице.
Тестовая работа на знание содержания рассказа И.А. Новикова «Троицкая кукушка».
Восстановите последовательность событий в рассказе
Голос кукушки.
Посещение кладбища.
Брат Лизаньки сообщает, что знает того, кто изображал кукушку в кустах орешника.
Лизанька Фурсова читает в тени берёз.
Разговор о молодом Раменском.
Кирилл Раменский извиняется перед Лизанькой и берёт на память о ней цветы вишни.
Мечты Лизаньки о Раменском.
Изменения в душе Лизы.
Проверьте последовательность событий в рассказе
Лизанька Фурсова читает в тени берёз.
Голос кукушки.
Посещение кладбища.
Разговор о молодом Раменском.
Брат Лизаньки сообщает, что знает того, кто изображал кукушку в кустах орешника.
Мечты Лизаньки о Раменском.
Кирилл Раменский извиняется перед Лизанькой и берёт на память о ней цветы вишни.
Изменения в душе Лизы.
Соотнесите цитаты с планом, запишите в тетрадь цитатный план
Лизанька Фурсова читает в тени берёз.
Голос кукушки.
Посещение кладбища.
Разговор о молодом Раменском.
Брат Лизаньки сообщает, что знает того, кто изображал кукушку в кустах орешника.
Мечты Лизаньки о Раменском.
Кирилл Раменский извиняется перед Лизанькой и берёт на память о ней цветы вишни.
Изменения в душе Лизы.
«Из кустов послышался голос кукушки».
«Из кустов послышался голос кукушки».
«Все впятером… сидели … на низких могильных плитах».
«Я знаю; это - тот, который кукушкой…»
«Лизанька Фурсова… сидела в тени берёз».
«… такой же прожжённый нахал растёт, как и его отец».
«Можно взять мне на память о вас?»
«Я хотела бы видеть его…».
«Первая ранняя мудрость посетила её…».
Группа 1. Портрет героини
Найдите и отметьте в тексте рассказа все портретные детали.
Подчеркните в описании слова, передающие авторское отношение к Лизаньке, определите характер этого отношения.
Группа 1. Портрет героини
«Лизанька Фурсова, шестнадцатилетняя девочка…» (с. 87)
«солнце золотило и без того бронзово-золотистые (предмет смущения и затаённой гордости Лизаньки) её пышные волосы…» (с. 88)
Группа 1. Портрет героини
«Была ли красива Лизанька, трудно сказать (сама она думала: нет)…» (с. 88)
«…но если и не было в ней красоты, то было и нечто, может быть, равное ей, - та слегка экзотическая, непостижимая прелесть, что стоит иной красоты…» (с. 88)
Группа 1. Портрет героини
«Лизанька так стояла с немного приподнятым платьицем, открывавшим над туфельками первый очерк лёгких девических ног; она, как бы в переднике цветочница, держала перед ним эту груду цветов и ждала…» (с. 94)
«В этот момент откуда-то набежал ветерок и взвеял всю пышную массу цветов. Обернувшись на тронувшихся конях, увидел её молодой офицер в белом облаке» (с. 95)
Группа 2. Героиня в системе образов
Что (или кто) окружает Лизаньку Фурсову в авторских описаниях? О чём это говорит?
Группа 2. Героиня в системе образов
Лизанька изображена на фоне природы (Ревереллиных берёз) в начале рассказа;
пушкинская капитанская дочка находит живой отклик в душе Лизаньки, что позволяет сопоставить героинь;
Лизанька показана в семье, где её искренне любят;
затем - снова на фоне природы, в вишнёвом саду, где она проходит между деревьев, «лаская их и сама грустно нежась»;
Лизанька вызывает романтическое чувство у молодого столичного офицера, именно он видит её в белом облаке цветов вишни.
Группа 3. Мир чувств героини
Какие чувства испытывает Лизанька (найдите в тексте эти описания)? Как это характеризует героиню?
Группа 3. Мир чувств героини
«Сердце её было растрогано «Капитанскою дочкою» Машей и чем-то ещё, верно, в себе неосознанным, что как облако поднялось из души… Это была и умилённость, и грусть, и радость по какому-то непонятному, но огромному поводу…» (с. 87)
Группа 3. Мир чувств героини
«Зачем она ходит здесь, чего она ждёт?.. Машинально она сорвала несколько свежих цветков и каждый из них, срывая, подносила к губам; это было, как поцелуи… Скоро она увлеклась и, набрав обе руки, положила два снежных кома в белое платье, слегка, как фартучек, приподняв его спереди. Теперь её жалость к цветам куда-то ушла, и она собирала их, как мечты свои, которым жить суждено один день». (с. 94)
Группа 3. Мир чувств героини
«Ночью он ехал в экспрессе и улыбался, но Лизанька, лёжа в своей девической жёсткой постели, не улыбалась; первая ранняя мудрость посетила её».
«Распустив свои косы, лежала и думала Лизанька: Троицын день отошёл, а цветы надо срывать, чтобы деревцу можно было окрепнуть». (с. 95)
Группа 4. Образ кукушки
Найдите в тексте все фрагменты, в которых так или иначе говорится о кукушке. Озаглавьте эти микроэпизоды, запишите заголовки в тетрадь.
Подготовьте выразительное чтение эпизодов.
Группа 4. Образ кукушки
О кукушке-вещунье в природе. (с. 86)
«Ложная» кукушка. (с. 88)
Брат Лизаньки разоблачает «кукушку». (с. 92)
Деревянная вещунья-кукушка в старых часах. (с. 95)
Согласны ли вы, что…
А) информация о кукушке – фоновое сопровождение повествования о Лизаньке?
Б) история с «ложной» кукушкой – основа лирического сюжета?
В) образ механической «залеченной» кукушки соотносится с образом героини, «излечившейся» от своих мечтаний?
Г) кукушка в рассказе никакая не вещунья?
Д) «троицкой» кукушка названа потому, что действие в рассказе происходит на Троицу?
Прочитаем внимательно!
Рубрика «Из первых уст» (с. 78 – 79).
Рубрика «Историко-культурный комментарий» (с. 79).
Видите ли вы связь прочитанных сведений с содержанием рассказа?
Если да, то в чём она проявляется?