Смысл жизни человека
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 316
Презентация "Смысл жизни человека" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Смысл жизни человека Взаимодействие окружающего мира и сознания Природа вопроса Особенности детского мировосприятия Особенности подросткового периода Заключение
В чем смысл жизни человека? Смысл жизни человека в освоении необходимых знаний о мироустройстве, социальной организации общества, внутреннем мире человека для реализации генетически заложенного потенциала, поддержания высокотехнологического уровня развития всего общества и воспитания последующих поколений с передачей необходимых знаний и навыков для предотвращения социальных , личностных конфликтов и кризисных явлений. Говоря проще: понять ЧТО в этой жизни к ЧЕМУ и как ЭТО все работает
В двух словах о взаимодействии окружающего мира и сознания Все что нас окружает и мы именуем жизнью в широком смысле этого слова не статично, состоит из отдельных элементов либо систем различной сложности (макромир, микромир, человек как сложная биомеханическая система), элементы которых упорядочены определенной мерой , находящиеся в постоянном взаимодействии между собой порождая взаимопроникающие либо параллельные процессы. Сознание человека считывает происходящее вокруг через мировосприятие и мировоззрение существующее на текущий момент времени на основании приобретенных с детства образов, моделей поведения, нравов, культурных традиций, научных и религиозных знаний приобретаемых осознанно позднее. Из вышеизложенного вытекает простой вывод о том, что человек тем более будет успешен в жизни (реализуя себя как в социальной среде, так и во взаимоотношениях с другими людьми являясь носителем «ладного» внутреннего мира), чем его сознание отображает «максимально» достоверную информацию о происходящем вокруг во всех сферах жизни, для прогнозирования течения тех или иных процессов связанных с человеком и выбором наиболее приемлемых вариантов развития.
Природа вопроса Постановка вопроса о смысле жизни всегда носит индивидуальный характер и связана со своего рода отчетным анализом (сопоставлением, соотнесением) человека своих жизненных достижений (текущее положение дел человека во всех для него значимых отраслях деятельности в том числе и характер взаимоотношений с другими людьми) с его желаниями, чаяниями, надеждами, планами, устремлениями лежащими в основе любой деятельности человека. В связи с этим можно выделить два варианта выхода на постановку вопроса: Естественная постановка вопроса возникает при сменах жизненных периодов, когда происходит сравнение достигнутого в жизни с запланированным, при параллельном выстраивании новых жизненных приоритетов и планов. Человек как бы выпадает из обычного жизненного ритма, становится более наблюдательным и фокусирует свой взгляд на прошедших жизненных событиях, подвергая их анализу и возможно даже приходя к иным выводам о сути ранее происходившего. Кризисный выход на постановку вопроса связан с тем, что текущие жизненные события, обстоятельства, характер взаимоотношений с другими людьми перестают быть управляемы и не находят объяснения в силу «неадекватного или дефектного» мировосприятия и мировоззрения человека. При этом происходит «обрушение» сложившихся стереотипов поведения и системы ценностей под давлением внешнего воздействия и человек вынужден выстраивать иную, более функциональную систему мировосприятия, либо при недостаточной силе воли и не желании признать собственную ответственность за ошибки своей деятельности, обвиняя всех и вся, катится вниз по социальной лестнице.
Особенности детского мировосприятия Дети - Мир устроен ладно и непротиворечиво. Ребенок воспринимает все окружающее (как явления и процессы окружающего мира, так и модели поведения внутрисемейные или иные) целостными образами, без предубеждения и разбора. Это от сюда ребенок машет рукой трамвайчику и говорит прощай, или мы не видим инопланетян потому, что они улетают на работу каждый день, как папа. Уже с этого этапа окружением ребенка начинается формирование нравственного скелета директивным методом (это «хорошо», это «плохо», это «можно», это «нельзя»). И если на следующем этапе, когда ребенок пытается разобраться, а почему собственно это «хорошо», это «плохо», это «можно», это «нельзя» родители дают исчерпывающие ответы на поставленные конкретные вопросы, то начинается естественный процесс осмысления окружающего мира с более полной детализацией, который идет по нарастанию и можно сказать длится всю жизнь. Соответственно если родители замкнуты на решении собственных проблем и уделяют недостаточно внимания ребенку, как в плане любви и заботы, так и в плане своевременности подачи нужной информации, да еще при этом ребенок становится свидетелем противоречивых взаимоотношений между родителями ( возможно даже свидетелем безнравственного поведения), то уже с этого жизненного периода вносится искривление (дефектность) в мировосприятие ребенка, которое может увеличиваться в дальнейшем и восприниматься как норма.
Особенности подросткового периода Первый экзамен в жизни на адекватность мировосприятия Специфика подросткового периода сводится к тому, что к 15 годам подросток должен сформировать общее представление о окружающем мире, освоить модели поведения внутрисемейные и общественные, то что называется прикладной психологией, но самое главное сформировать индивидуальный нравственный скелет ( определить для самого себя шкалу нравственных приоритетов или систему жизненных ценностей упорядоченную определенным образом от наиболее значимых к менее значимым), который можно сравнить с ситом, через которое сеется вся поступающая информация и происходящие события. Если шкала нравственных приоритетов не сформирована полностью либо не четко осознаваема как основа или мерило своих поступков, то при физиологических изменениях в организме при половом созревании с параллельным поиском самовыражения и самоидентификации личности, при постоянном увеличении информационного потока подросток может столкнуться с потерей контроля своего психического и эмоционального состояния, дезориентацией, в крайних случаях вплоть до извращения сути жизненных ориентиров. Воспитываясь в высокотехнологичном, информационном обществе дети и подростки наиболее подвержены различному стороннему влиянию, что накладывает особую ответственность на их окружение в эти периоды жизни.
Заключение Отсутствие в вышеизложенном религиозной составляющей равно как и элементов различного рода психа - физических систем «духовного» совершенствования связано с тем, что интеллектуальный потенциал каждого человека позволяет осознать индивидуальную взаимосвязь с НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ в смысле народного выражения «стяжания ДУХА СВЯТОГО в себе» либо «БОГ общается с каждым через СОВЕСТЬ и языком жизненных обстоятельств». Любые знания или информационные потоки вне зависимости от направленности научной, религиозной либо иной являются взаимодополняющими, но никак не взаимоисключающими при беспристрастном изучении и всего лишь средства для достижения человеком поставленных целей. Каждый человек должен выработать индивидуальную культуру мышления, в которой будут сведены к минимуму такие явления как туннельные варианты рассмотрения вопросов, использование в качестве аксиом заведомо ложных понятий либо подмена понятий, преклонение перед непогрешимостью авторитетов.