Научно – практическая основа здоровьесбережения на уроках
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 286
Презентация "Научно – практическая основа здоровьесбережения на уроках" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Ф а к т о р ы р и с к а Межличностное общение – конфликты как фактор, изменяющий психологическое здоровье Семья как фактор формирования психического и физиологического здоровья Уровень и качество информации как фактор, изменяющий здоровье
Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья Стрессовая педагогическая тактика и агрессивная среда Интенсификация учебного процесса Несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным особенностям школьника Нерациональная организация учебной деятельности
Стрессовая педагогическая тактика и агрессивная среда Приходится на период интенсивного роста и развития организма( на обычном уроке учитель делает от 8-19 замечаний. В классах с авторитарным педагогом заболеваемость выше в 3 раза) Ограничение времени в процессе деятельности (значительное мышечное напряжение и психоэмоциональное переутомление ведут к психофизиологическим расстройствам)
Интенсификация учебного процесса Перегрузки и переутомление вызывают такие симптомы , как: -раздражительность -плохой сон -плаксивость -неустойчивость внимания -низкий уровень работоспособности -болевой синдром( живот, голова,и т д.)
Синдром 7 сентября и другие … Периоды адаптации учащихся после летних каникул и в период января (переход от отдыха к деятельности) СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность Синдром домашнего ребенка Синдром отличника Синдром неуспешности
Формы здоровьесбережения на уроке Создание комфортной среды( температура, влажность воздуха, соответствие мебели) Рациональное чередование учебной и разгрузочной деятельности на уроке Индивидуальное дозирование объема, сложности, эмоциональности информации на уроке. Внедрение интегральных и модульных курсов по профилактике здоровья на уроках.
Создание комфортной среды ( температура, влажность воздуха, соответствие мебели) превышение углекислоты в классе на 1-2 % от нормы снижает умственную работоспособность на 10% превышение оптимальной температуры на 1-2 градуса снижает восприятие материала в 1,5 – 2 раза неудобная посадка и долгая статичность увеличивает отвлекаемость в 2 раза
Урок как способ формирования и развития основных компетенций учащегося Слушание, чтение, поиск и понимание выявление практического навыка и его формирование (ЗНАЮ) закрепление и развитие навыка практическая наработка навыка(УМЕЮ) обобщение и систематизация самостоятельное применение в ситуации (МОГУ)
Здоровьесберегающая структура урока с 1-й по 4-ю минуту урока -60% информации с 5-й по 23-ю минуту –до 80% информации с 24-й по 34-ю – ок.50% информации с 35-й к 45-й идет спад восприятия и усвоения до 10%
Объем и скорость подачи учебного материала как показатель здоровьесбережения У С В О Е Н И Е СЛЫШАТ 10-20% ВИДЯТ 50% ДЕЛАЮТ 90% Темп речи учителя 120-130 слов /мин. Опорные сигналы Смена видов за урок 4-9 для разных групп
Кризисы внимания 1-й –через 14-18 мин. 2-й – через 11- 14 мин. после первого 3-й – через 9-11 мин. после второго 4-й и далее - через 5-6 мин.после третьего и т.д.
Развитие резерва памяти как этап здоровьесбережения «Фотографируйте» взглядом Повторяйте Задействуйте зрительные образы на подручных предметах Упражнения на «зевание» Минутка жевания физиологическая разгрузка с танцевальным движением
Самомассаж шеи, ушных раковин и грудной клетки Минутка развития мелкой моторики Декламация на публике (устные ответы) Упражнения для разминки противоположной руки/ ноги активизирует работу мозга Упражнения на расслабление нервной системы/ постановка спокойного дыхания
Комплексный подход к организации здоровьесберегающего урока Четкое планирование структуры урока Введение в план урока план опроса; вида разгрузочных пауз; Определение типа каждого урока по: уровню сложности материала, эмоциональности подачи материала; (Высокий, средний, низкий) Корректировка урока с учетом уровня конкретного класса и применение личностно-ориентированного подхода
Рекомендуемая литература «Здоровьесберегающая школа» М.М Безруких . МПСИ 2004.Москва «Профильное обучение здоровьесберегающей направленности» Т.В.Черникова ТЦ 2006 Москва «Здоровье школьника» журнал для учителей и родителей «Технология обучения здоровью» Н.В.Борисова, Чебоксары 2005 «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.» н.в.Сократова 2006 Москва